Как развить память: тесты, методики, способы, тренажеры. Память феноменальная Как развить феноменальную память упражнения

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Сущность памяти

1.2 Виды

1.3 Феноменальная память

Заключение

Введение

Для написания реферата мною выбрана тема «Сущность памяти. Виды. Феноменальная память», потому что эта тема актуальна и до настоящего времени. Многие ученые современности проводят различные исследования относительно природы и физиологии человеческой памяти. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель, живший 23 столетия назад, задавался вопросами, почему сохраняются знания и как они припоминаются?

Он рассуждал приблизительно так: всевозможные впечатления, испытываемые нами, оставляют в нас определенные отпечатки, подобно тому, как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след. Аристотель не указывал точно, каким образом эти отпечатки создаются и сохраняются, а также где они находятся (иногда же отмечалось, что местом их пребывания является «душа»). Он только утверждал, что какие-то отпечатки должны быть, иначе мы бы ничего не вспомнили.

Представление об отпечатках довольно прочно вошло в науку, хотя, разумеется, теперь им дается совершенно иное толкование. Они рассматриваются современной наукой не как достояние некоей мистической души, а как изменения, происходящие в нервной системе и головном мозге. Ученые называют эти отпечатки по-разному: последействия, энграммы, диспозиции, следы. В настоящее время почти все психологи и физиологи признают реальность следов памяти, хотя их природа еще полностью не раскрыта и вызывает много споров среди ученых. Великий физиолог И. П. Павлов указывал: «У нас от всех бывших раздражений имеются следы». Наличием следов легко можно объяснить, «Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле слова».

Поэты и философы разных народов и эпох отметили, что данные нашей памяти вплетены во все наши мысли, чувства, желания. Наше настоящее неотделимо от прошлого благодаря памяти. В самом деле, если бы мы не сохраняли и не воспроизводили многочисленные впечатления, другими словами, если бы мы были лишены памяти, духовная жизнь была бы не только до крайности убогой, она просто была бы невозможной. Память значительно расширяет познавательные способности человека, создает предпосылки развития его как личности, обеспечивает единство личности на протяжении жизни, обогащает его опытом, накопленным всем человечеством. Вот почему односторонним является традиционный взгляд на память как па психический процесс, относящийся исключительно к прошлому. Знания, впечатления, полученные в прошлом, постоянно присутствуют в нашей повседневной жизни, в нашей деятельности. К тому же конкретные проявления памяти, как показали новейшие исследования, во многом определяются законами припоминания, то есть процессами, протекающими в настоящем -- в момент воспроизведения знаний.

Вот почему тема изучения человеческой памяти актуально в наше время.

1. Сущность памяти. Виды. Феноменальная память

1.1 Сущность памяти

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума - память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает вероятность сохранять постоянные тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. В этом определении памяти, сформулированном ещё в 20-х годах, содержатся в явном или скрытом виде основные составляющие, свойства, признаки и характеристики памяти человека, являющиеся фундаментальными и для современного психологического знания о памяти.

Необходимость такого разговора обусловлена тем, что диапазон, в котором память оказывает на нас и нашу жизнь решающее влияние, чрезвычайно широк. Память лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, включая формирование речи, мышления, эмоциональных реакций. Без памяти трудно представить себе формирование двигательных навыков и творческих процессов. Память представляет собой сложную психологическую функцию, в которой, как минимум, можно выделить три основных звена: фиксацию воспринятой информации, её хранение и извлечение того, что хранится. Извлечение может осуществляться в виде воспроизведения или узнавания ранее запоминавшегося. Чем различаются воспроизведение и узнавание как процессы извлечения информации? Прежде всего различия в условиях извлечения. Воспроизведение происходит в отсутствие ранее запоминавшегося, узнавание же связано с повторным предъявлением запоминавшегося материала. Например, ответ на вопрос, какие произведения М.Горького вы читали, требует воспроизведения. Увидев в руках сидящего рядом в метро человека раскрытую книгу, вы узнаёте, что это роман Горького «Мать». Достаточно увидеть знакомый текст и имена действующих лиц. Это внешние различия между воспроизведением и узнаванием. Современная психология изучает эти процессы, их внутреннюю структуру и показывает, что воспроизведение требует большей активности, связанной с поиском информации в памяти, принятием решения о том, что найденное соответствует поставленной задаче, и проверкой правильности сделанного выбора.

На первых годах жизни ребёнка его память проявляется только в виде узнавания. Одна из наиболее ранних поведенческих реакций младенца -- «комплекс оживления». Ребёнок улыбается при виде матери, тянется к ней -- это значит, что он запомнил и узнаёт её лицо и «припоминает» положительные ощущения, возникающие при контакте с этим лицом. Воспроизведение, как активный и целенаправленный процесс, формируется позднее. Оно связано с развитием речи и способности ребёнка понять и принять от взрослого задачу «Вспомни» или «Расскажи», с развитием произвольных форм деятельности.

Ученые физиологи и биохимики, так же обращаются к изучению памяти, они стремятся выяснить, что происходит в головном мозгу и его клетках, когда человек запоминает какой-либо материал, вспоминает его, узнает, испытывает трудности при заучивании и т. д. Работы ученого П.П.Павлова проливают свет на механизмы человеческой памяти. В новейших физиологических исследованиях делаются попытки раскрыть природу следов памяти. Хотя полученные результаты во многом противоречивы и далеко не достаточны для формулирования окончательных выводов, несомненно, что образование таких следов обусловлено электрической активностью проводящих нервов и изменениями, возникающими в местах их соприкосновения (так называемых синапсах). Сохранение же следов некоторые физиологи объясняют возникновением в цепях нервных клеток реверберирующих (отраженных) кругов возбуждения. Особая надежда на возможность раскрытия «биохимических основ» памяти появилась после того как генетики выяснили, какие химические процессы участвуют в передаче наследственных признаков. Оказалось, что в этом решающую роль играют огромные молекулы нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты (РНК); первая из них заключает в себе генетическую информацию, а вторая осуществляет ее передачу. Но если ДНК содержит огромный объем информации, передаваемой от предков потомкам, то (так рассуждали ученые) вполне можно допустить, что подобные молекулы (ДНК и РНК) способны также накапливать и передавать информацию, приобретаемую на протяжении индивидуальной жизни организма. Некоторые экспериментальные факты как будто подтверждают такое предположение. Вот один из них.

Резкий звук, как известно, вызывает вздрагивание у позвоночных, в том числе и у крыс. Путем многократных повторений такого звука можно приучить животных спокойно реагировать на него, но для этого требуется в среднем 9 дней. Если взять вещество мозга таких крыс, «приученных» к резким звукам, и после соответствующей обработки ввести его контрольным крысам (не привыкшим к воздействию резких звуков), последние значительно быстрее преодолевают испуг (вместо 9 дней достаточно было в среднем только 1--2 дней). Ряд исследователей, которые принципиально не оспаривают достоверность подобных фактов, выражают сомнение относительно того, можно ли полученные данные трактовать как результат «переноса памяти» посредством введения РНК или ДНК. Другие ученые скептически относятся к самим таким сообщениям. Видимо, понадобится еще огромное число разнообразных экспериментов, чтобы убедить даже тех, кто видит в биохимических изысканиях ключ к разгадке секретов памяти.

память феноменальный психологический мышление

Рассмотрим виды памяти. Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала. В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную.

Мгновенная память - это первый период обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое пора удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает больше информации, чем потом может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память - это, по существу, сохраняющаяся некоторое пора зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы. Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную.

Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации. Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку тут происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно надобно вечно, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия. Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями - ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти, о которой будет упомянуто ниже.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение загодя определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности. По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервой. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое). Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего - 7.

Образная память - это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в срок удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где надобно иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин "эйдетизм" (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития следом за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и немаловажно большая подневольность от воли. Воспроизвести зрительный образ не вечно в нашей власти, но повторить фразу немаловажно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, различают произвольное и непроизвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания различают механическую и смысловую память.

1.3 Феноменальная память

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог ещё цитировать выдержки из нее.

Но, пожалуй, наиболее выдающимся среди них следует считать Шерешевского, о памяти которого написал специальную брошюру известный советский психолог профессор Александр Романович Лурия. Его захватывающая «Маленькая книжка о большой памяти» содержит богатый фактический материал, накопленный исследователем на протяжении почти тридцати лет.

Любопытная деталь: обладатель феноменальной памяти долгое время сам не отдавал себе отчета в том, что у него необыкновенные способности; напротив, он даже был искренне уверен в том, что его память ничем не отличается от памяти других людей. И только со стороны была замечена эта его особенность

В своей лаборатории психолог А. Р. Лурия предлагал Шерешевскому запоминать до 70 слов или чисел, и тот после некоторой паузы, в течение которой проверял удержанное, воспроизводил весь ряд. Более того, ему было столь же легко воспроизвести ряд в обратном порядке, причем он с одинаковой легкостью оперировал как с осмысленными словами, так и с бессмысленными сочетаниями из нескольких букв. Самым удивительным, однако, было то, что Шерешевский вспоминал задания из опытов шестнадцатилетней давности.

Для запоминания стихов на незнакомом иностранном языке Шерешевский пользовался сложной системой наглядных образов, воспоминаний раннего детства, созвучиями и т. д..

На первый взгляд может показаться, что Шерешевский обладал завидными способностями. В действительности же дело обстояло по- иному. Шерешевскому с трудом давалось забывание, которое, играет важную роль. Забывание, которое легко и незаметно наступает у обычных людей, представляло для Шерешевского острую и даже мучительную проблему, и он принимал какие-то особые, «магические» меры, чтобы избавляться от многих ненужных сведений, постоянно мешавших ему. Так, при чтении книг каждая деталь в тексте вызывала обилие образов и уводила в сторону. По этой причине Шерешевский, как ни странно, не был начитанным человеком. Но затруднения с забыванием особенно мешали ему в его работе мнемониста (человека, демонстрирующего на эстраде свою феноменальную память); вот что он сам говорил об этом: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы.

Эти факты со всей убедительностью говорят о том, что обычная память имеет свои преимущества перед необычной: первая отличается большей гибкостью и оперативностью. Память неотделима от других психических процессов. Следует что чрезмерное развитие памяти, отрицательно отражается на мышлении, да и на успешном функционировании самой памяти. Другими словами, нельзя думать, будто весь успех в учебе и умственной деятельности исключительно зависит от одной памяти.

Разумеется, феноменальная память, очень редкое явление, однако иногда наблюдается стремление отдельных людей всю умственную нагрузку возложить на память. Это выражается в том, что человек вместо того чтобы самостоятельно решать ту или иную задачу, пытается вспомнить, как она решалась другими, а также в том, что человек, перед которым жизнь поставила серьезные вопросы, не ищет новых путей их решения, а пользуется готовыми правилами, идет по проторенной дорожке.

Чрезмерная загрузка памяти, «заготовка» решений на все случаи жизни -- все это ограничивает творческие возможности человека, сковывает его инициативу, мешает увидеть оригинальные, ранее неизведанные пути. Из истории изобретений хорошо известно, что они зачастую делались людьми, не имеющими обширных знаний в соответствующей области; преимущество этих изобретателей заключалось в том, что они были свободны от бремени излишней информации.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, хочется сделать вывод, самая обычная человеческая память по праву должна быть признана необычным явлением, которая включает в себя процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Мы может дать научное определение «что такое память», классифицировать ее по различным видам, но до конца понять механизм памяти, те процессы которые происходят в организме человека в результате того или иного мыслительного процесса нам пока не дано. Еще потребуется немало время для изучения этой темы. Но не только человеческая память требует изучения, но и сам человек является загадкой и до конца так и не изучен.

Список используемой литературы

1.И.М.Розет «Что надо знать о памяти», Минск «Народная Асвета»,2012г-128с.

2.И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова, «Наедине с памятью», Знание, Москва,2004г-220с.

3.Р.Клацки «Память человека структура и процессы», Москва-2008г-210с.

4.П.П.Блонский «Память и мышление», Санкт-Петербург,2001г-180с.

5.Интернет источники.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2016

    Рождение мнемических процессов. Вклад Эббингауза в изучение механизмов чистой памяти. Роль ассоциаций в процессе запоминания. Основные мнемотехнические приемы. Сохранение в памяти и забывание, феномен Зейгарника. Механизм феноменальной памяти, эйдетизм.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

    Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти. Значение памяти в жизни человека. Возникновение и сохранение образов в мозгу. Основные виды ассоциаций. Информация и роды памяти. Изучение особенностей двигательной и эмоциональной памяти.

    реферат , добавлен 22.03.2015

    Теоретическое исследование особенностей памяти у подростков. Память как психический процесс. Характеристика подросткового возраста. Опытно-эмпирическое исследование особенностей памяти у подростков. Виды памяти: логическая, опосредованная и механическая.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Основные процессы, связанные с памятью. Индивидуальные различия памяти у людей. Оценка оперативной слуховой памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания. Взаимосвязь индивидуальных особенностей памяти и успеваемости учащихся.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2013

    Понятие, основные виды и механизмы памяти. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира. Разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Замедление мозговой деятельности. Влияние кокаина, метизергида, препаратов резерпина на память.

    реферат , добавлен 04.12.2014

    Теоретические основы памяти: сущность, процессы, виды, функции. Психологические особенности и специфика памяти в юношеском возрасте. Эмпирическое исследование памяти в разных видах деятельности в юношеском возрасте и рекомендации по ее оптимизации.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2011

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

Миша – старательный ученик 14 лет. Еще в детском садике он начал проявлять необычные способности. Он мог без проблем запомнить любую сказку, прочитанную воспитателем, а спустя день дословно пересказать каждую из историй.

Родители мальчика сразу обратили внимание на особенность их сына. Они были рады успехам Миши и старались поощрять его успехи. Когда ему было 5 лет, мама записала его на курсы по изучению английского языка. А еще через год мальчик увлекся итальянским.

В школе Миша стал лучшим учеником в классе, любимцем многих учителей. Практически каждый месяц он ездил на олимпиады, участвовал в конкурсах.

Несмотря на успехи в учебе, обзавестись друзьями ему так и не удалось. Мягкий характер и приветливое отношение к сверстникам не помогали мальчику подружиться хотя бы с одним из одноклассников. Дети считали Мишу зазнайкой и постоянно видели в нем серьезного конкурента.

Только со временем родители поняли, что узнали, как развить феноменальную память, но не учли всех возможных последствий, которые также могут негативно сказываться на жизнедеятельности ребенка.

Феноменальная память представляет собой специфическую способность исключительно быстрого и эффективного запоминания, а также точного воспроизведения большого количества материала без какой-либо внутренней смысловой связи.

Феноменальная память нередко отмечалась у выдающихся культурных, политических и научных деятелей. Чаще всего это были представители так называемой эйдетического вида памяти.

Эйдетическая память

Люди, занимающиеся самосовершенствованием, неоднократно задаются вопросом, как развить эйдетическую память, ведь именно этот тип памяти открывает хорошие возможности человеку, который стремиться к постоянному развитию себя как личности.

Что собой представляет?

Эйдетическая память – (чаще ее называют фотографической, так как она в основном зрительная) особый вид памяти, основана преимущественно на зрительных впечатлениях. Такой вид позволяет удерживать и воспроизводить в мелких деталях образы ранее воспринятых явлений или предметов.

Людей, которые обладают подобной памятью, называют эйдетиками. Некоторые ученые утверждают, что эйдетической памятью могут похвастаться дети и подростки на этапе активного развития их мозга. Среди взрослых такой вид памяти встречается крайне редко (5-10%).

Как развивать?

Развивать эйдетическую память можно. С каждым годом появляется все больше узкоспециализированных школ, которые помогают людям раскрывать неизведанные ранее способности.

Существует множество специальных упражнений, направленных на самостоятельную работу над возможностями памяти. Рассмотрим несколько из них.

  1. Наблюдение! Осмотрите помещение, в котором находитесь. Выберите предмет, находящийся от вас на расстоянии 2-4 места. Понаблюдайте за ним несколько минут. Тщательно изучите каждую его деталь. Затем закройте глаза и постарайтесь воссоздать у себя в голове полный образ выбранной вещи. Если какой-то нюанс будет утерян вашей памятью, можно на секунду открыть глаза, чтобы посмотреть и продолжить выполнение упражнения.
  2. До и после! Начинать задание нужно в движении. Подходящий вариант: утром по дороге на работу/в школу/в университет выберите яркий объект. Постарайтесь его запомнить, учитывая даже самые мелкие характеристики. На протяжении дня воспроизводите увиденный предмет у себя в голове. По пути домой сравните образ в вашем воображении с тем, что на самом деле.
  3. Видеоскоп. Попробуйте понаблюдать за одним предметом 2-5 минут, затем резко переведите взгляд на какую-либо другую вещь. Такое же время наблюдайте и за ней. После чего закройте глаза и постарайтесь мысленно совместить два изображения вместе.

Известные люди с феноменальной памятью

Когда речь заходит об известных реальных личностях, которые обладали при жизни феноменальной памятью, нельзя пройти стороной следующих деятелей истории и науки.

  • Наполеон

Многие историки утверждают, что французский полководец не только знал в лицо всех своих солдат, но и мог назвать каждого по имени, ни разу не ошибившись. История гласит, что подобными навыками обладал и Юлий Цезарь.

По словам современников Наполеона, еще будучи обычным служащим офицером, он прочел книгу об истории и традициях римского права. Даже спустя десяток лет французскому императору удавалось в мельчайших подробностях пересказать изученные главы.

Известный сербский изобретатель при жизни мог похвастаться не только своими знаниями в области инженерии и физики, но и фотографической памятью. Ученый редко записывал свои наблюдения, в заметках оказывались только самые важные формулы и замечания.

В 1885 году лаборатория Теслы сгорела. Но изобретатель по памяти смог восстановить большую часть разрушенных изобретений.

  • Теодор Рузвельт

26-й президент Соединенных Штатов Америки оттачивал навыки памяти всю свою жизнь. Он мог прочитывать по 2-4 книги в день, после чего в деталях пересказывал сюжет близким друзьям и родственникам. Также Рузвельт прославился своим умением совершать несколько дел одновременно.

Популярный русский композитор, пианист и дирижер имел способность запоминать ноты за несколько десятков секунд. Пары минут хватало, чтобы музыкальный гений выучил даже сложное произведение.

Первая половина ХХ века – пик популярности русского шахматиста. По словам очевидцев, чемпион мира по шахматам мог одновременно играть с тридцатью соперниками, при этом помня ходы и комбинации в каждой из игр.

Конечно, это не весь перечень людей, которые обладали выдающимися навыками запоминания, но они являются доказательством того, что феноменальная память – не миф.

10 секретов, которые помогут развить феноменальную память

Развитие феноменальной памяти – сложный и трудоемкий процесс, требующий много внимания и сил. Без постоянных тренировок, добиться успеха практически невозможно.

Древнеримский философ и оратор Цицерон говорил: «Память слабеет, если ее не упражняешь».

  1. Улучшайте процесс восприятия и запоминания информации.

Все действия должны быть обдуманными, закреплены образами из жизни. Чем больше удастся создать параллелей со своей жизнедеятельностью, тем лучше. Большие ассоциативные ряды – залог успеха.

  1. Пытайтесь вспоминать самостоятельно.

Если по какой-то причине, вы забыли нужный номер телефона, отчество сотрудника или адрес, по которому была намечена встреча, не спешите искать информацию в телефонных органайзерах и записных книжках. Попробуйте вспомнить забытое без посторонней помощи.

  1. Проговаривайте полученную информацию вслух.

Чтобы нужные сведенья наверняка запомнились, стоит повторить их вполголоса несколько раз. Хорошим вариантом будет пересказ основных тезисов кому-либо из друзей или коллег.

  1. Арифметика в помощь!

Хорошая тренировка памяти – решение простых арифметических задач. При наличии свободного времени (когда вы стоите в пробке или ждете свою очередь в магазине) старайтесь уделять внимание подобной практике. К примеру, умножьте количество людей, которые стоят до вас в очереди, на число тех, кто после.

  1. Станьте книгоманом!

Научно доказано, что чтение книг стимулирует развитие многих мыслительных процессов. Читая художественную литературу, вы не только напрягаете мозг, чтобы запомнить детали, но и начинаете фантазировать. Чтение – полезное и одновременно приятное занятие.

  1. Учите стихотворения и фрагменты художественной прозы.

Всем нелюбимое школьное задание – учение стихов на память – стимулирует процессы памяти. Для тех, кому ритмические тексты не по душе, могут остановить свое внимание на прозаические произведения.

  1. Забудьте правило «ЗСЗ».

Любимое правило студентов «Зазубрил, сдал, забыл» никак не помогает развивать человеческую память, потому от зубрежки стоит отказаться раз и навсегда!

  1. Повторение – мать учения!

Для полноценного запоминания информацию следует периодически повторять. Старайтесь пересматривать (или вспоминать самостоятельно) полученные сведения хотя бы раз в день на протяжении 4-6 дней подряд. Необходимые данные отложатся в долговечной памяти, откуда их можно будет достать в любой момент.

  1. Учите иностранные языки.

Изучение новых языков стимулирует развитие феноменальной памяти. Полиглотом стать реально, если приложить достаточно усилий.

  1. Долой лень!

Если лениться и откладывать все «на потом», то и о хорошей памяти стоит забыть. Конечно, отдыхать организму нужно, но ведь и расслабляться можно с пользой для мозга: чтение, медитация, спор, йога, прогулка на свежем воздухе и т. д.

Выводы

Желание заниматься развитием памяти, в особенности феноменальной, – хорошая мотивация для амбициозных людей. Но не стоит с первой минуты бросаться в тренинги с головой, так как умственное перенапряжение может негативно сказаться на работе всего организма.

К тренировкам лучше приступать постепенно, учитывая индивидуальные особенности человека. Желающим быстро и эффективно освоить навыки быстрого запоминания, лучше сразу обратиться к специалистам, которые подскажут, как развить эйдетическую память за короткий промежуток времени.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог ещё цитировать выдержки из нее.

Но, пожалуй, наиболее выдающимся среди них следует считать Шерешевского, о памяти которого написал специальную брошюру известный советский психолог профессор Александр Романович Лурия. Его захватывающая «Маленькая книжка о большой памяти» содержит богатый фактический материал, накопленный исследователем на протяжении почти тридцати лет.

Любопытная деталь: обладатель феноменальной памяти долгое время сам не отдавал себе отчета в том, что у него необыкновенные способности; напротив, он даже был искренне уверен в том, что его память ничем не отличается от памяти других людей. И только со стороны была замечена эта его особенность

В своей лаборатории психолог А. Р. Лурия предлагал Шерешевскому запоминать до 70 слов или чисел, и тот после некоторой паузы, в течение которой проверял удержанное, воспроизводил весь ряд. Более того, ему было столь же легко воспроизвести ряд в обратном порядке, причем он с одинаковой легкостью оперировал как с осмысленными словами, так и с бессмысленными сочетаниями из нескольких букв. Самым удивительным, однако, было то, что Шерешевский вспоминал задания из опытов шестнадцатилетней давности.

Для запоминания стихов на незнакомом иностранном языке Шерешевский пользовался сложной системой наглядных образов, воспоминаний раннего детства, созвучиями и т. д..

На первый взгляд может показаться, что Шерешевский обладал завидными способностями. В действительности же дело обстояло по- иному. Шерешевскому с трудом давалось забывание, которое, играет важную роль. Забывание, которое легко и незаметно наступает у обычных людей, представляло для Шерешевского острую и даже мучительную проблему, и он принимал какие-то особые, «магические» меры, чтобы избавляться от многих ненужных сведений, постоянно мешавших ему. Так, при чтении книг каждая деталь в тексте вызывала обилие образов и уводила в сторону. По этой причине Шерешевский, как ни странно, не был начитанным человеком. Но затруднения с забыванием особенно мешали ему в его работе мнемониста (человека, демонстрирующего на эстраде свою феноменальную память); вот что он сам говорил об этом: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы.

Эти факты со всей убедительностью говорят о том, что обычная память имеет свои преимущества перед необычной: первая отличается большей гибкостью и оперативностью. Память неотделима от других психических процессов. Следует что чрезмерное развитие памяти, отрицательно отражается на мышлении, да и на успешном функционировании самой памяти. Другими словами, нельзя думать, будто весь успех в учебе и умственной деятельности исключительно зависит от одной памяти.

Разумеется, феноменальная память, очень редкое явление, однако иногда наблюдается стремление отдельных людей всю умственную нагрузку возложить на память. Это выражается в том, что человек вместо того чтобы самостоятельно решать ту или иную задачу, пытается вспомнить, как она решалась другими, а также в том, что человек, перед которым жизнь поставила серьезные вопросы, не ищет новых путей их решения, а пользуется готовыми правилами, идет по проторенной дорожке.

Чрезмерная загрузка памяти, «заготовка» решений на все случаи жизни -- все это ограничивает творческие возможности человека, сковывает его инициативу, мешает увидеть оригинальные, ранее неизведанные пути. Из истории изобретений хорошо известно, что они зачастую делались людьми, не имеющими обширных знаний в соответствующей области; преимущество этих изобретателей заключалось в том, что они были свободны от бремени излишней информации.