Занятие эмоции и чувства для дошкольников. Развитие речи детей на занятиях педагога – психолога

Конспект психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект развивающего занятия для детей дошкольного возраста 5-7 лет на тему «Мои эмоции». Материал будет полезен педагогам – психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей: знакомство с эмоциями человека и умение выражать и распознавать эмоции.

Конспект развивающего занятия «Мои эмоции»

Цели:
- знакомство с эмоциями человека и особенностями проявлений эмоциональных состояний;
- тренировка умения распознавать эмоционально-психологические состояния другого человека и выражать свои с помощью выразительной мимики и жестов.
Оборудование и материалы: 2 набора пиктограмм (один разрезан) с изображениями различных эмоций, набор картинок и фотографий с людьми и животными, которые находятся в разных эмоциональных состояниях, краски, фломастеры или цветные карандаши.

Ход занятия:

Разминка «Прорви круг»
Цель : при выполнении этого упражнения необходимо определить, кто из детей чувствует себя менее всего включенным в группу. Этот ребенок и должен прервать круг, затем по очереди участвуют все дети. Упражнение стимулирует чувство «включенности» в группу и возникновение групповой сплоченности.
Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Один из детей должен прорвать круг и проникнуть в него.
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью шаблонов-пиктограмм, на которых простыми знаками изображены различные эмоции: радость, страх, гнев, удивление.
Детям предлагается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоцию) и дают имя каждой пиктограмме. Затем детям предлагается второй такой же набор карт, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям (используя придуманные имена) найти и собрать их фотографии.
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.
Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабить. Сохранить лоб гладким в течение нескольких секунд. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (мне все равно). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться, улыбнуться. Подмигнуть (весело, «вот я какой»).
Упражнение «Воспроизведение чувств»
Цель: развитие умения улавливать связь между мимикой лица человека и его эмоциональным состоянием.
Детям предлагают набор картинок с изображениями людей и животных. Дети должны описать настроения по картинкам, показать эти настроения. После чего все картинки они должны разделить по эмоциональным состояниям. Задача детей доказать принадлежность каждой картинки к определенной группе на основе мимики, позы.
Беседа с детьми о способах повышения настроения (например: улыбнуться себе в зеркало, вспомнить о чем-либо хорошем, сделать доброе дело, нарисовать смешную картинку из кляксы и другое)
Упражнение «Кляксы»
Дети рисуют разноцветные кляксы, рассматривают их, и придумывают сказку про увиденное.
Упражнение «Мои настроения»
Цель: усиление внимания к своим эмоциональным состояниям, настроению, осознание этих эмоциональных состояний и их вербализация.
На листе бумаги детям предлагается нарисовать настроение, с которым они пришли на занятие и описать его.
Упражнение «Незнайки»
Цель: этюд на выразительность движений.
Детям предлагается ненадолго превратиться в Незнаек. Педагог задает детям вопросы, а они в ответ лишь пожимают плечами и разводят руки. Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки губ, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты. В конце игры определяется лучший Незнайка.
Прощание: дети передают хлопки друг другу по кругу.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Словарь терминов

Эмоция –это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость –это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5 слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка) .
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9 слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача (10 слайд).

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается) – 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) – 15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. (16 слайд).

Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).

Игра «Волшебный мешочек»

– Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19 слайд).

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание (20 слайд). Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась (21 слайд).

Упражнение «Башня радости»

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22 слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).

– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Список литературы:

1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина . – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

Конспект занятия по психологии «В мире эмоций»

(с использованием инновационных технологий)

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

    Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.

    Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

    Совершенствовать умение вербализовать и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

    Сохранение здоровья воспитанников через «грацию круговых и перекрестных движений».

    Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Материал для занятия:

    Мелодия: «Песни горбатых китов» из сборника «Звуки природы» в сопровождении подобранного видеоряда фотографий (авторский вариант), с использованием ТСО.

    Пиктограммы эмоций: страх, радость, удивление, самодовольство (хвастовство), злость.

    «Мешочек злости», «Мешочек эмоций».

    Игра «Найди, назови эмоцию в морских картинках», авторский вариант (с использованием песочницы).

Использованные технологии занятия:

    Видеоряд фотографий природы в сопровождении СD музыки.

    Элементы здоровье сберегающей технологии (по Программе физиолога А.А.Руденко, института Здоровья С-Пб).

    Игры с песком.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость, брезгливость.

– прослушивание музыкальных произведений (без предъявления видеоряда)

– проведение психологических игр и упражнений, перекрестных движений.

Ход занятия

Психолог:

Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на удобных вам местах (на подушках).

Я рада видеть вас! Как ваше настроение?

(Варианты детей)

Сегодня в нашем чудесном зале много гостей, поприветствуйте их.

Упражнение 1 «Ток»

Психолог:

Давайте поприветствуем друг друга.

Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие.

Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.

Упражнение 2 «Звуки природы»

Психолог:

Мы продолжаем наше общение и слушаем музыку и просмотрим фотографии.

(прослушивание, просмотр).

Психолог:

Кто хочет высказать свое мнение об увиденном и услышанном?

(варианты детей)

Какое у вас настроение? Какие эмоции у вас были, когда смотрели на фотографии моря, китов, акул, морских звезд?

(варианты детей)

Было ли кому- нибудь страшно? (какая фотография?)

Кого удивили фотографии? Почему?

Может кто-нибудь разозлился на какую-то фотографию? Почему?

Упражнение 3 «Отгадай эмоцию»

Какие эмоциональные фотографии просмотрели мы с вами!

В какое романтическое настроение и различные эмоции околдовали нас. Вот берег наш морской. Он прячет в себе тайны и загадки. Попробуем их разгадать и найти изображения морские. и рассказать, какие эмоции нас окружали, когда мы смотрели на эти фотографии.

Поможет нам в проведении игры песочница, которая таит в своем песке различные картинки. Правил игры я не буду объяснять словами, а покажу.

Психолог находит в песке одну из картинок и рассказывает о своих эмоциях.

Дети играют с песком.

Спасибо. Вы были очень откровенны.

Упражнение 4 «Мешочек злости и страха»

Кого посетил страх, злость, обида? (ответы детей)

Эти негативные эмоции не останутся с нами, мы избавимся от них выкрикнув страх и злость, обиду в «Мешочек злости». Мы громко выкрикнем всю злость и туго завяжем. (психолог подносит к каждому ребенку мешочек, в который уходит злость).

Молодцы! Как ваше настроение! Вам хорошо?

Игра 5 «Покажи эмоцию»

На наших занятиях мы познакомились со многими эмоциями. Какими, назовите.

Варианты детей: (радость, страх, удивление..)

Я предлагаю поиграть и показать эмоции, которые спрятаны в этом мешочке.

(Ребенок вытаскивает из мешка пиктограмму эмоции, называет ее детям и предъявляет изображение)

Упражнение 6 «Работа мозга» (перекрестные движения рук и ног)

«Посидели и устали!

Постоим и отдохнем!

Повторяйте все за нами!

Мозг и мысли разомнем!»

(стихи: С.Ю.Середа)

    «Рука за нос, рука за ухо»

    «колено – локоть»

Упражнение 6:

Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.

Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «У нас тоже!».

Психолог : «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже!»

Психолог: «я дарю вам улыбку»

Дети: «мы тоже»

Психолог : «я радуюсь»

Дети : «мы тоже!»

Психолог: «Я прыгаю от счастья!»

Дети: «Мы тоже!»

Психолог : «Я вас люблю!»

Дети: «Мы тоже!»

Психолог: «Я вас обнимаю!»

Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? (ДА!!!)

Наша встреча закончена.

Приятных вам эмоций!

Воскривко Светлана Петровна , педагог-психолог МОАУ СОШ №10 г.Белогрска, Амурской области

Урок-лауреат конкурса " "

1 час

Цель: Осмысление и обсуждение своих чувств, знакомство с эмоцией злости.

Задачи:

  • научить ребенка исследовать свои эмоции для того, чтобы лучше понимать себя и других и правильно выражать свои чувства;
  • развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
  • развивать творческого воображения, социальное сотрудничество, эмоциональный интеллект детей.
  • развивать эмпатию.

Материалы: авторское пособие "Город эмоций" с наклейками названий и изображений эмоций, аудиозапись эмоции злости, зеркала и лепестки-заготовки «незаконченные предложения» на каждого ребенка, иллюстрации выводов и утверждений, металлическая пружина.

Форма работы с детьми: упражнения проводятся в парах и малых группах, групповое обсуждение.

Методические приемы:

  • Направленная визуализация.
  • Сказкатерапия.
  • Игровая терапия.
  • Кинезиологические методы. Дыхательные упражнения.

Ожидаемые результаты:

  • Дети познакомятся с основными эмоциями, научатся понимать собственное эмоциональное состояние и других людей
  • Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка, эмоциональная саморегуляция/
  • Контактность ребёнка, зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

План занятия:

  1. Вводный этап. Ритуал приветствия. Разминка
  2. Организацилонно-мотивирующий этап
  3. Основная часть: упражнения, связанные с темой
  4. Заключительный этап. Рефлексия.

Продолжительность занятия: 47-60 минут.

Место проведения: просторное помещение (возможно, актовый или спортивный зал, рекреация при условии тишины и отсутствия посторонних), имеющее игровую зону с мягким покрытием и зону с посадочными местами по количеству участников.

Ход занятия

1. Вводный этап. Разминка. Продолжительность - 5-7 минут.

1.1. Приветствие.

Упражнение-приветствие:

Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие.
- Как дела? - разводят руки в стороны.
-Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера.
- Я скучал! - правая рука к сердцу, глаза в глаза.
-Ты, пришел…- руки на плечи друг другу.
-Хорошо! – объятия.

1.2. Разминка «Какого я цвета?»

Я предлагаю начать сегодняшнюю встречу с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния... Краткое обсуждение.

1.3. Встреча эмоции. Упражнение "Угадай эмоцию" . Повторение пройденного материала. Продолжительность - 2-3 минуты.

На столе картинкой вниз выкладываются изображения эмоций. Желающие дети (по количеству пройденных эмоций) по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по изображению узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке и показать ее домик в Городе эмоций

Вопросы при обсуждении:

  • Трудно ли было тебе понять другого участника?;
  • По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?;
  • Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?;
  • Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?.

2. Организационно-мотивирующий этап

2.1. .Упражнение «Злость». Обсуждение и угадывание чувства злости.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам и пап, бабушек и дедушек и любых людей. У нас осталась еще одно не названная и не изученная эмоция.

Аудиозапись эмоции: Так тебе и надо, всех побью, будите знать, как со мной спорить, никто мне не нужен: Порой, я врываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно влететь как гроза…. От моего появления всем становиться не по себе.

Как вы думаете, что это за эмоция?

3. Основной этап. Продолжительность - 35 - 39 минут.

3.1 Упражнение «Что за эмоция?» исследование эмоции.

Посмотрите на лицо, изображенное на карточке. Какую эмоцию испытывает человек? (гнев, точнее злость) Дети выбирают наклейку с названием эмоции и наклеивают на пустой домик в Городе эмоций. (Приложение 1)

Ребята, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Попробуйте изобразить эту эмоцию.

С помощью зеркала, дети рассматривают свою злость и продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость похожа на…» Рассмотрев все внешние особенности эмоции, изображение приклеивается в окошко домика злости.

3.2 . Упражнение "Тренируем эмоции"

Дети хмурятся как: осенняя грозная туча, рассерженный человек, злая волшебница.

Дети злятся как: ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, как человек, которого ударили.

Все эти проявления эмоций можно заменить более приятными: улыбнитесь, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.

3.3 . Упражнение « Беседа» Осознание эмоции.
Ведущий называет приведенные ниже ситуации, а дети поднимают руку, показывая, что такой опыт они пережили: тебя обижают и ты злишься; ты вышел из себя из-за пустяка; ты сердит, когда тебя незаслуженно ругают родители; у тебя забрали портфель и так хочется стукнуть обидчика; иногда хочется разрушить все, что видишь; как будто бес в тебя вселился, и ты начал все крушить; ты решил, что самый «крутой» в своей семье, в школе, среди друзей; пусть попробуют меня тронуть…как дам!!! У тебя внутри как будто закипает вода. Как в чайнике… Ты чувствуешь, что сейчас взорвешься.

Как видите, это чувства, которые бывают у многих людей, мы все злимся, и это нормально.

Первое, что нужно понять, так это то, что иногда чувствовать злость и гнев – совершенно нормально. (Иллюстрация утверждения)

3.4. Упражнение «Закончи предложение» Осознание адекватных способов поведения и отреагирования эмоций

Дети получают лепестки разного цвета с написанными незаконченными предложениями. Дописав, собирают цветы по цвету лепестков. (приложение 3) Затем дети обсуждают, как они обычно выходят из таких ситуаций.

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Друг (одноклассник) злится, когда…»

Второй вывод: нет плохих или хороших чувств, как нет и плохих или хороших людей. Есть плохие или хорошие поступки! (Иллюстрация утверждения)

3.5. Упражнение «Прогоним злость» Играющие лежат на ковре по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты (Между ними можно положить подушки и колотить руками по подушкам).

3.6. Упражнение «Вверх по радуге»

Детей просят встать (или лечь), закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

3.7. Упражнение «Пружина». Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

«Сегодня я принесла показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? У вас были очень интересные предложения. Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого – то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить ее и дать ей выпрямиться. Так происходит и с вашим поведением. В результате ваша злость внутри копится и в один прекрасный день она выходит наружу и тогда, когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто жалеем потом о своем поступке».

3. 8 . Сказка о гневе

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозд и.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Обсуждение сказки. Беседа по пониманию детьми сути сказки.

Что же делать, чтобы не наносить такие шрамы?

Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать?»

Совместное обсуждение предложенных детьми способов снятия эмоционального напряжения.

Третий вывод: Бояться негативных эмоций не нужно, надо научиться ими управлять. Надо развивать в себе способность справляться с негативными эмоциями и стрессом, не нанося вреда ни себе, ни другим. (Иллюстрация утверждения на доске)

3.9. Упражнение «Раскрашывание». Развитие эмпатии

Дети стоят в кругу. В первый раз выберите ученика или ученицу, которая имеет достаточно бесспорное положение среди одноклассников, чтобы детям было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений, во второй раз сами предложите ученика, наиболее часто проявляющего гнев и злость.

Выбранный ученик становится в центр круга... Остальные обступают его как можно плотнее... Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом . Теперь мы будем мягко закрашивать Дашу (Пашу…) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Даши будет не меньше 20 сантиметров. А ты, Даша, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Дашу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ей свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня", "Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела", "Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей" и т.д. А тебе, Даша, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим тебя и дарим тебе свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать Дашу золотыми красками и своей любовью...

Через две-три минуты дается сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Даша, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар".

4. Заключительная часть. Подведение итогов. Организация обратной связи. Прощание. Продолжительность - 5-7 минут.

4.1. Упражнение « Словарь эмоций»

Детям предлагается продолжить домашнюю работу со словарем эмоций. Предложите ребенку внести в него новые слова-эмоции, нарисовать или сфотографировать себя, или вырезать из журналов лица других людей, выражающие эти эмоции, и, по-желанию, описать, когда, в каких ситуациях он испытывает эти чувства, как выглядят другие люди, испытывающие эти чувства.

4.2. Упражнение «Какого я цвета?»

Я предлагаю закончить сегодняшнюю встречу тем, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. Вспомните, что речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния... Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение нашего занятия. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

2 час Цель: развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние

Задачи:

  1. Тренировка умений выражать свои эмоции различными социально - приемлемыми безопасными способами (словесными, физическими, творческими);
  2. Обретение опыта трансформации негативных чувств и эмоций в позитивные, умения управлять негативными эмоциями.
  3. Накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения, закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни ребенка.

Материалы и оборудование: авторское пособие “Город эмоций» с наклейками названия и изображений эмоций, магнитофонная запись “Звуки природы, к оврик мира, картинки с надписями: «Опасно», «Безопасно», 2 флипчарта. На каждого ребенка: шарики надувные, картинки шариков с написанными опасными и безопасными способами реагирования на ситуацию карточки с указанным способом выражения злости, стаканы с водой и краски, силуэт человека

Методические приемы:

  • Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
  • Направленная визуализация.
  • Атррерапевтические методы
  • Телесно-ориентированная терапия, приёмы бодинамики.
  • Игровая терапия.
  • Моделирование практических ситуаций.
  • Кинезиологические методы: растяжки и дыхательные упражнения.

Продолжительность занятия: 47-60 минут.

Ход занятия

1. Вводный этап. Разминка. Продолжительность - 3-5 минут.

1.1 . Приветствие . Участники здороваются друг с другом. Психолог приветствует собравшихся, рассказывает о целях предстоящего занятия и основных формах работы.

1.2 .Упражнение-приветствие «Мы дружим!»

2. Организацилонно-мотивирующий этап

2.1. . Игра “Вспомним эмоции”. Работа с домашним заданием, словарем чувств, повторение пройденного материала
Обсуждение с детьми эмоций, которые они внесли в свой словарь, рассматривание рисунков, коллажей, обсуждение ситуаций в каких он испытывают эти эмоции, как выглядят другие люди, испытывающие эти чувства.
- По каким признакам вы догадываетесь о чувствах, которые испытывают другие люди?

3. Основная часть. Продолжительность - 27,5 - 35 минут.

3.1. Игра “Как злиться”. Распознавать эмоциональное проявление других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);

Дети получают карточку с указанным способом выражения злости (руками, глазами, бровями, ртом, голосом, ногами). Проигрывается мимика, пантомимика, интонация.

3.2. Арттерапевтическое упражнение «Какого цвета злость»

Закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости» (приложение 4)

А знаете ли вы способы справиться со своей злостью так, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с окружающими, но и, с другой стороны, не « лопнуть», как кипящий чайник? Какие? (Побоксировать подушку – если хотите ударить рукой; крикнуть в «Мешочек злости» - если кто –то любит обзываться и злословить и т.д.).

Оказывается, их предостаточно! Предлагаю попробовать еще один.

3.3. Техника «Рассерженные шарики» Обучение адекватным способам выражения чувств раздражения и гнева. (За основу взята игровая методика Т. Кунигель Журнал "Школьный психолог"№ 05/2006)

Ведущий. Ребята, надуйте красные шарики и завяжите их. Представьте, будто надутый шарик - это тело человека, а находящийся в нем воздух - чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас (дети держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)

Ребята, если шарик - это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу. Вы помните, шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь? Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. Выпустите еще немного воздуха из шарика. Каким он стал? Сможет лопнуть и напугать?

Еще раз надуйте шарики, завяжите их и придумайте добрые слова, которые будут приятны любому человеку и улучшат их настроение, напишите их на шарике и обменяйтесь друг с другом.

3.4. Для визуального закрепления информации плакат заменила игровым упражнением «Опасно-безопасно» (Приложение 2)

На флипчартах прикреплены картинки с надписями: «Опасно», «Безопасно» На красных шариках написаны опасные и безопасные способы реагирования на ситуацию. Дети по очереди берут изображение шарика, определяют, к какому флипчарту их необходимо прикрепить

Прочтите опасные способы реагирования, что делать не полезно, а вредно, может ухудшить ситуацию.

Прочтите безопасные способы реагирования, что можно сделать, чтобы чувство гнева и злости стало меньше.

Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения. Ребята, гнев и злость, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

3.5. Игра «Ковер мира» Открытое проявление эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)

(За основу взята игровая методика «Ковер мира» - Александра Соболева, журнал "Школьный психолог"№ 40/2004)

3.6. “Снеговик” упражнение бодинамики. Умение управлять негативными эмоциями.

Очень быстро злость проходит, если расслабить все тело. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Кто расскажет о своих ощущениях, поделится своими впечатлениями…

3.7 Упражнение «Лист гнева» Умение управлять негативными эмоциями.

Нарисуйте свой лист гнева, на котором отразите свой гнев и злость которую переживали в недавно (а может, это будет изображение того человека, который вам неприятен?) В напряжённой ситуации выскажите ему (листу) всё, что ты думаешь и порви(истопчи, сожги) его. Вот пример листа гнева, выполненного одним из учеников.Он взял готовый рисунок – неприятный образ скопировал несколько раз и каждый раз, когда возникала злость - рвал. (приложение 5)

3.8. Дыхательное упражнение. Снятие эмоционального напряжения, улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.

“ Свеча ” Исходное положение – сидя за партой или на полу. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. Организация обратной связи. Прощание. Продолжительность - 7-10 минут

Занятие: «Наши эмоции»

Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Задачи:

Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Психолог:

Приветствие гостей.

Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!

Ритуал приветствия.

Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”

Психолог. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Сегодня у нас с Вами не обычное занятие, мы совершим путешествие по стране эмоций.

А теперь послушайте мою историю…

Девочка Маша первый раз пришла в детский сад. Он а вошла в раздевалку, переодел а ся , познакомилась с воспитателями и подошла к двери в группу. Он а чуть приоткры а дверь и заглянул а внутрь. На ее лице было вот такое чувство (покажите пиктограмму “робость”). Оно называется…. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Машу ?.. Что могут сде лать дети, чтобы помочь девочке ?.. . Хорошо!

Упражнение «Друг к дружке» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

Упражнение «Прогулка в лесу».

Цель: развитие воображения и мимически – пантомимических реакций.

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Все дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.

Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Ответы детей.

Прислушайтесь: что-то трещит; паутина летает, пауки выползают; полянка плачет, не хочет быть тёмной и мрачной. Не испугаемся? Хорошо, попробуем освободить лесную поляну от страхов.

Мимическая гимнастика «Победи свой страх » :

Расступился тёмный лес, превратились страхи в солнечных зайчиков. Прыгают они прямо в руки – тёплые, добрые, ласковые!

Упражнение «Солнечный зайчик» . р елаксация

Педагог. А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.

Тихо все. На ветке замер каждый лист.

Из кустов несется соловьиный свист.

Потемнело небо там, в дали лесной.

Солнце закатилось, и настал покой. (И. Лопухина)

Эмоция «Спокойствие»

Психолог. Ребята хорошо в волшебном лесу, но нам пора вернутся.

Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

Психолог.

Психолог прикасается рукой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

Игра «Азбука настроения».

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

(И. Белопольская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки… А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется… и т. д.

(В игре можно использовать пиктограммы - подсказки с изображениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)

Психолог: А теперь внимательно послушайте стихотворение и попытаться найти неточности.

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

(Пер. с болг. А.Александровой)

Эмоция «Удивление»

Поиграем в игру «Закончи предложение».

Начало этих предложений будет такое:

Радость - это…

Удивление - это..

Страх - это…

Злость - это…

Грусть - это…

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

Я танцую, я пою

И в ладоши хлопаю. (И. Лопухина)

Эмоция «Радость»

Игра « Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или …, быть может, таблетки, уколы?

Игра «Паутинка»

Представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

Например:

пусть избавятся от болезней;

пусть долго живут;

пусть у всех будет дом;

пусть все дружно живут;

пусть все будут счастливы…

И тогда все люди станут радостными!!!

Всем спасибо!

Обратная связь:

Психолог: Дети а что сегодня Вам на занятии понравилось больше всего?

(ответы детей)

Ритуал про щания