«Психология. Симптомы кризиса семи лет Тяжелый экономический кризис 7 букв

МАРИНА КОЦЕРУБА
Кризис 7 лет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ГБДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ

СЕМИНАР– ПРАКТИКУМ

Психологическое просвещение педагогов и родителей

Материал по теме : «КРИЗИС 7 ЛЕТ » .

Подготовила : Коцеруба М. В.

Педагог-психолог ГБДОУ «Д. с. № 34

комбинированного вида»

г. Севастополь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ, КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ .

Кризис 6-7 лет- переходный период между дошкольным детством и младшим школьным возрастом. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, по Д. Б. Эльконину–учебная деятельность. Таким образом, во время кризиса начала обучения в школе ребенку необходимо перестроиться с ведущей игровой деятельности на деятельность учебную. Именно данная смена деятельности создает наибольшие трудности во время адаптации детей к школе.

В этом возрасте наступает четвертый жизненный кризис по Э . Эриксону- противоречие трудолюбия, компетентности и комплекса неполноценности.

Четвертый психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет (“школьный возраст”) и соответствует латентному периоду в теории 3. Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с. предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с однополым родителем обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к учению и успеху.

Э. Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого.

Наоборот, в тех культурах, где есть письменность, детей, прежде всего, учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и в видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре обучают детей по-разному, они становятсяповышеновосприимчивыми к технологическому этносу своей культуры и своему тождеству с ним.

Согласно Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин “трудолюбие” отражает основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из него получается, и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о “технологических элементах” социального мира, обучая их, трудясь вместе с ними. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так : “Я - то, чему я научился”.

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или относительно своего статуса среди сверстников, это может отбить охоту у них учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению).

Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально- экономическое положение, а не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от успеваемости (по крайней мере, в тех культурах, где есть письменность) . Э. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствий А именно : если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником.

Для Э. Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности - уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влйяние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Кризис 7-ми лет .

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис . Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис , кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, произнося; «я сам» , ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работа.

И пусть желаниезанять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л. Й. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального “я” ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознаниеребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивыеаффективные комплексы.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получалнелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишьнемногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера

недовольства и высокой требовательности. И, наоборот, в обстановке захваливанияи восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи - результат усвоения постоянноповторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.

В период кризиса 7-ми лет проявляется то, чтоС. Л. Выготский называет

Обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении,каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого эффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения,

оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могутизменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторыеиз них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будутфиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка,его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляетсялогика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними

устанавливаются связи, становится возможной, борьба переживаний

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к

возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний,они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления оних складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми,вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик :"четверка" для одного -источник бурной радости, для другого - разочарования и обиды, однимвоспринимается как успех, другим - как неудача. С другой стороны, внутренняяжизнь - жизнь переживаний - влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву

событий, в которые активно включается ребенок.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана

с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и

разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющийболее или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатови более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный,поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системеотношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка, в собственных действиях становитсяважной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность

й непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачиваетсядетская непосредственность : ребенок размышляет, прежде чем действовать,начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим,что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне» , хотя на протяжениимладшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохранятьсяоткрытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослыхсделать то, что сильно хочется.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становитсякривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, определенная самостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с этим, повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возрастной период

Профилактика и помощь в преодолении кризиса начала обучения в школе

Одним из важных методов помощи в преодолении кризиса начала обучения в школе является игровая коррекция – методпсихокоррекционного воздействия, использующий психологические механизмы игрового взаимодействия детей и взрослых. Основное отличие методов игровой коррекции и игровой терапии состоит в позиции взрослого по отношению к ребенку. Игровая терапия, проводится индивидуально терапевтом с одним ребенком в специально оборудованной игровой комнате с множеством игрушек. Игровая коррекция проводится в группе детей при активном взаимодействии и воздействии терапевта на ход игрового процесса детей.

Основная задача психокоррекции в детской игровой группе по А. С. Спиваковской - устранение искажений в психологическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание полноценных обновленных контактов ребенка с миром. Иными словами через коррекцию искаженно сформированной игры необходимо развить системы самооценки и самосознания, повысить уверенность детей в себе, отработать новые формы и виды игровой деятельности.

Психокоррекционные приемы игрового типа - вид приемов психокоррекции, направленных на развитие у детей навыков общения, эмоционально-личностнойдецентрации, на разрушение старых стереотипов поведения и создание новых.

Принципы психологической коррекции в игре - совокупность правил, обеспечивающих эффективность психокоррекционного воздействия.

Групповой процесс, возникающий в ходе психокоррекцииданною типа, осуществляется в три отчетливо выявляемых этапа.

I.Этап ориентировки. На этом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры, тактика психолога наименее директивна. Используется техника диалогичного общения, эмпатического слушания, зеркального отражения чувств, особенно важным является принцип минимального количества ограничений. Если ребенок хочет, чтобы на занятиях присутствовал кто-то из родителей, это обязательно разрешается. Очень важно создать у детей положительное эмоциональное отношение к игре, атмосферу “безопасности” в группе, подготовить ребенка к дальнейшей актуализации иотреагированию подавленных чувств. Широко используются игры, облегчающие вступление в контакт, а также техника невербальных коммуникаций.

Диагностика первого впечатления от игры и партнеров, оценка детьми группового процесса совершается при использовании приемаигровой социометрии. А. С. Спиваковской разработан специальный прием игры с мячом, когда чувства детей друг к другу проявляются посредством выбора партнеров. Аналогичным целям отвечает набор соревновательных игр, в которых важны не столько результаты, сколько выбор партнеров, взятие на себя ребенком роли и объяснения чувств. На этом этапе необходимо постоянно поддерживать все позитивные стороны поведения детей, оказывать каждому эмоциональную поддержку, главным образом, в невербальной форме. Психолог следует за игровым контекстом, он сам усваивает “игровой язык” группы.

2. Реконструктивный этап. Здесь основной задачей является создание условий для самоисследования, для самодиагностики мотивов поведения, понимания ребенком своих переживаний и чувств. Поскольку взрослый уже принят игровым коллективом и его участие воспринимается не как “давление взрослого”, а как творческое и равноправное участие в игре, психолог может использовать более активные психотехнические приемы : предлагать игровые сюжеты, вводить некоторые приемы самосуггестии, применять индивидуализированный прием десенсибилизации страхов.

Важным психотехническим средством являются приемы «отреагирования» негативных чувств (подавленной агрессивности, злобы, обиды, эмпатического слушания, общения по типу диалога, а также использование специальных игровых техник, например, рисования пальцами и сюжетно-ролевых игр.

Полезными для самоисследования могут быть любые игры, поскольку выбор роли и ее реализация в игровом сюжете может раскрыть сложные чувства детей, переживания страха и тревоги, амбивалентность чувств к родителям, причины затруднений во взаимодействии и контактах в детском коллективе.

Постепенно на реконструктивном этапе игра приобретает все более проективныйхарактер. Однако для психолога совсем не обязательна (хотя и заманчива) и даже вредна расшифровка скрытого смысла или "подтекста” игры. Важнее создать условия для понимания каждым ребенком собственных переживаний и для формирования навыков отделения фрагментов своего поведения от тех побуждений и чувств, которые их вызывают. Опыт показывает, что задача самоисследованиявполне доступна детям дошкольного возраста, начиная с 5-6 лет.

3. Закрепляющий этап. На этом этапе психолог предлагает детской игровой группе различные игровые задания, в которых наблюдает за проявлением достигнутых детьми «личных достижений» . Можно отметить, что чем полнее было осуществлено целостное принятие и проявление личности ребенка, тем более полным и глубоким оказывается достигнутый психокоррекционный эффект.

К концу ориентировочного этапа игровой коррекции почти все дети проходят через период выраженных изменений внешнего поведения, причем можно видеть, что вялые, заторможенные, скованные дети как бы раскрепощаются, становятся более активными, повышается их тонус, настроение, возрастает двигательная активность.

И наоборот, повышенно эмоциональные, агрессивные, расторможенные дети становятся более сдержанными, спокойными, сосредоточенными, проявляют больше контроля и самостоятельности в играх.

Однако самые большие трудности и испытания для детей, родителей и психолога относят приблизительно к первой трети реконструктивного этапа, когда в процессе игры начинают вскрываться основные" внутренние конфликты ребенка, поведение детей в домашней обстановке и в детских учреждениях резко меняется : усиливается дезадаптированноеповедение, исчезают все позитивные приобретения первого этапа.

Для психолога период заострения дезадаптированного поведения скорее позитивен, т. к. это надежный показатель, что процесс идет эффективно, что психолог приближается к зоне внутреннего конфликта ребенка, затрагивает личностно-значимые пласты его внутреннего мира. Опыт и повторяемость такой закономерной динамики позволяют психологу спокойно преодолеть трудный период и продолжать последовательно реализовывать психотехническую систему воздействия в детской группе.

Следующий «опасный» период в групповой динамике наступает в конце реконструктивной фазы, когда поведение детей становится упорядоченным, однако характеризуется чувством сильнейшей привязанности к психологу.

Очень важно рассмотреть причинность, закономерность и временность такого повышенно-позитивного чувства детей к психологу, помочь родителям понять его сложную психологическую природу, сделать родителей союзниками, а не конкурентами в борьбе за удержание детской любви и привязанности, доверительно обсудить психологическую сущность родительского авторитета.

На этапе закрепления достигнутых в коррекции изменений в переживаниях и поведении детей отношения между ребенком и психологом становятся дружескими, доверительными, но нейтральными. Усиливается автономность и самостоятельность детей, способность самоконтроля. Изменяется не только индивидуальная игра, но и игра ребенка со сверстниками, общение становится раскрепощенным и радостным.

Задача родителей при подготовке к школе и в первых классах – помогать созданию зоны ближайшего развития и в ней работать с ребенком, быть с ребенком. Зона ближайшего развития – это одно из базовых понятий психологии развития, сформулированное нашими психологами и заимствованное западными. Это то, что ребенок не может сейчас сам, но может с некоторой организующей помощью взрослых.

Не когда мама делает вместо ребенка (это замещающее влияние), а когда мама создает условия, чтобы этот навык из возможного делался реальным. Зона ближайшего развития – это чуть больше, чем ребенок может сейчас. Предполагается, что родители знают, что ребенку предстоит освоить, и простраивают некоторые леса и опоры, по которым можно перейти к этому навыку.

В школу ребенок должен пойти сам

Самостоятельное приготовление домашнего задания – это зона ближайшего развития для подготовишки, для первоклассника. Сам он не научится этому, потому что школа не формирует такого навыка на данный момент. С нашей помощью – организующей, не замещающей, – ребенок в состоянии этот навык освоить.

И то же самое с разными конкретными затруднениями в учебе: что-то не получается, и мы делаем вместо ребенка и не делаем вместе с ребенком, помогая ему освоить. Это часто происходит потому, что родители отличаются гиперопекой, включены в детей с самого рождения. Гиперопека в учебе – это тупиковый путь. Нужно смотреть, как на следующую стадию развития не перекочевать с тем же стилем воспитания.

По возможности, ребенок в школу должен пойти сам. Надо понять, что это – не ваш 1 класс, хотя мы очень переживаем. Работа в зоне ближайшего развития: вы видите, что ребенок опять не положил физкультурную форму, и самое простое – положить форму вместо ребенка. Но это действие за него. С вашей стороны – помочь, направить, подсказать, но не сделать за него.

То же самое с учебными навыками. Кому-то сложно читать, кому-то — писать или отвечать на уроках. Очень важно, чтобы, когда начинается школьная жизнь, была поддержка: «Я верю, что у тебя получится». Не надо спасать ребенка, стараться за него сделать, объяснять, а дать понять, что он может сам, и вы верите в него, несмотря на сложности. Если ему нужна помощь, пусть не боится обратиться к вам.

Ребенку, который начинает соотноситься с системой образования, нужно много поддержки. У него еще не созрела мотивация, самооценка. Она пока на уровне дошкольника, и ему нужно бесконечно много подтверждений, что с ним все хорошо, что он – замечательный ребенок. Поскольку в учебе не всегда все гладко, потребность в поддержке дома возрастает.

Самое главное, чего надо избегать, когда ребенок пошел в школу – это формирование к нему оценочного отношения. С уроками пусть помогает тот, кто более спокойно к этому относится. Обычно пара подбирается так, что один более спокоен, другой менее. Чем больше взрослых нервничает по поводу ребенка, тем неоднозначнее может быть результат. Это как раз точка схождения амбиций – всем важно, чтобы был успех.

Концентрация на успешном в учебе ребенке

При проверке написания (например) вы ищете не самую кривую букву, а самую приемлемую и говорите: «Вот эта получилась здорово!», — и свой длинный комментарий, как получились остальные, не произносите.

Начало обучения в школе может быть для многих некоей точкой Х, когда к ребенку возникает несколько другое отношение, чем мы думали. Крайне полезно до того, когда такой момент настает, вспомнить, что было в детстве у вас: кто с вами сидел, кто нервничал, что вам хотелось.

Концентрация на успешности работает для всех детей – это одна из наиболее удачных вещей, которые можно сформулировать. Навык письма – один из наиболее сложных, наряду с тем, что ребенку нужно еще очень много чего освоить. Попробуйте написать пару предложений левой рукой письменными буквами, и вы сможете понять, отчасти, какие сложности испытывает при научении письму ребенок.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет, в отличие от кризиса 3 лет, может наступить раньше или позже. В целом он приходится на время, когда меняются первые молочные зубы на первые коренные. Если зубы меняются рано, — это может быть особенность семьи. Если зубы выпадают рано у одного ребенка из всех – может быть, он ранний по созреванию. Кризис 7 лет во многом имеет социальное происхождение и связан с началом школьного обучения.

Новообразования кризиса 7 лет:

— это, во-первых, произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку. Это один из признаков, почему не стоит отдавать детей шестилетних в школу – очень важны полгода между 6,5 – 7, когда назревает внимание и еще множество вещей, связанных со зрительно-моторной координацией и с координацией глаз – рука. Педагоги всегда знали, что классы шестилетних и семилетних детей – это небо и земля.

— это, во-вторых, ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет . До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

— Кроме того, ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Появление «Марьиванны, которая сказала» — нормальная примета новообразования, того, что теперь учитель будет для ребенка главным человеком в плане учебы. Это нельзя переламывать, это бесполезно. Спускать с небес этот невероятно прекрасный образ учительницы можно только в самых крайних случаях – при явном негативном настрое педагога к вашему ребенку.

Такое бывает, потому что у всех педагогов бывают любимчики и те, кого они не переносят на дух. Этого не должно быть видно, но так бывает редко: удобных и симпатичных себе детей педагог выбирает, шумных, активных, драчливых – не выбирает. Мальчикам здесь сложнее, чем девочкам, потому что девочки в начальной школе – очень удобные ученики.

Система образования в начальной школе подстроена под человека быстро реагирующего, быстро адаптирующегося, выносливого, способного быстро менять виды деятельности. Индивидуальный подход возможен только в маленьких классах частных школ либо в малокомплектных школах.

Если ваш ребенок выпадает из нормы по особенностям темпа, надо готовиться к тому, что он может не очень успешно это обрамлять, потому что ребенку очень важно, чтобы новый авторитет (учительница) к нему одобрительно относился. Неодобрительное отношение может разрушающе действовать. Сделать с этим ничего нельзя. Критическая оценка появится потом, в средней школе. В начальной школе учитель – божество.

В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения. Все, что ребенок освоил в школе, он принесет в семью и будет проигрывать на младших братьях и сестрах, на куклах. Если ребенок пошел в школу, стоит очень внимательно наблюдать, что же он такое им говорит, и вы тогда узнаете, что и как говорит «Марьиванна», какие слова употребляет.

Поиграть в школу можно заранее, в дошкольном возрасте. Можно сходить в школу и посмотреть, как там шумно на переменках, какие там парты. Нужно рассказывать истории про разных учительниц, вообще больше рассказывать историй из своей жизни про школу.

Мысль о том, что учительница – это человек со своими недостатками, достоинствами и слабостями, — в кризисе 7 лет ребенку не близка. Для него она божество в это время. Если божество милостивое – то вам повезло. Если нет – злобное, несправедливое, изрыгающее громы и молнии, — то не очень. Лучше готовить ребенка немного заранее к тому, что учительницы бывают разные.

Новый уровень самостоятельности

Ребенок в кризисе 7 лет упрям. Он упорно отстаивает то, что услышал в школе. Он не всегда управляем. Он имеет полярное поведение, как и в кризисе 3 лет: то ведет себя как взрослый и независимый, то — как малыш, который хочет на ручки. И эта полярность – признак .

Мама может отпихивать ребенка, обиженная негативными проявлениями, а это не правильно. Очень важно, по возможности, не терять спокойствия, видя, как ребенок оттачивает о вас свои возможности говорить «нет». Самое полезное, что можно сделать в кризисе 7 лет, — сталкивать ребенка с последствиями своей самостоятельности.

Не надо его ограждать от возможных ошибок, не надо пытаться его переубедить и испортить при этом отношения. Предупредить о последствиях мы можем.

Этот кризис довольно быстро проходит, и у ребенка возникает новый уровень самостоятельности, возможно, связанный с выполнением учебных заданий. Но учебная самостоятельность – сложный навык, состоящий из нескольких блоков.

Первый блок – это блок планирования.
Второй – формулирование задачи.
Третий блок – выполнение.
Четвертый блок – проверка.

Это то, чему ребенку нужно научиться за время начальной школы на материале разных предметов. На каждом этапе может возникать застревание. Например, планировать время уроков ребенок точно пока еще не может, потому что он еще не освоился во временном континууме. Планировать можно помогать и организовывать помощь в зоне ближайшего развития: «Давай придумаем время, и ты заложишь в свой телефон, когда тебе пора делать уроки».

Формулирование задач. Не всегда ребенок может сам понять, что нужно. Тут может возникать сложность из-за невозможности ребенка прочесть письменное здание, или неправильного понимания того, что Марьиванна сказала. Здесь в зоне ближайшего развития можно помочь, попросив ребенка объяснить, что надо сделать в задании.

Полезно ставить ребенка в отношении уроков в экспертную позицию: он – эксперт, а вы – на подхвате. Пока он будет объяснять задание, вы поймете, правильно ли понял он, и сможете чуть скорректировать проблему. Если вы уверены, что Марьиванна сказала что-то не то, то уже очень полезны контакты с одноклассниками: «Позвони Маше, спроси у нее», — пусть позвонит и узнает сам.

Блок выполнения. Тут работа в зоне ближайшего развития – оценить, можно ли это сделать за один присест. Если задание большое – разбить на куски, которые ребенку по зубам. Это тоже то, что дети сами не могут, им нужна организующая помощь. Увидели, что примеров очень много, предлагаете: «Давай сначала сделаешь столько, потом будет перемена, потом еще примеры».

Часто ребенок не может оценить объем задания даже до 3 класса. Необходимо научить ребенка не отвлекаться на объеме маленького куска: не вскакивать, не подбегать к пианино, не набирать номер, — не отвлекаться на всякие более интересные и приятные занятия.

Блок контроля, проверки. Это вообще – загадка, потому что это взрослые умеют проверять, и то не всегда хорошо. А в школе проверять не всегда учат. Только хорошие педагоги учат, как проверять диктант, как пример пересчитывать. Нужно учить проверять.

Это вообще прекрасное умение. Находить ошибки дети очень любят, и можно в игровой форме предложить ему такую «учительскую» роль — проверять. У ребенка самооценка еще не вошла в соприкосновение с реальностью. Самооценка ребенка-дошкольника завышена. В период кризиса 7 лет и вообще в начальной школе она идет к нормальной. На этом пути она может стать и заниженной – и это еще хуже. Но в 1-2 классе ребенок знает: все, что он сделал – прекрасно, и себя не проверяет: он постарался, написал, и, значит, это хорошо. Умение проверять – это отдельное умение, которое тоже формируется.

Сделать уроки – задача, состоящая из таких вот непростых блоков, и в каждом куске могут быть затыки. Но это все легко проходится, потому что человек – невероятно обучаемое существо, и важно верно направить его.

Не перегружать

Уметь себя проверить, уметь все спланировать может только не очень усталый ребенок. Ребенок перегруженный первым делом теряет способность к самоорганизации. При усталости вылетает то, что освоено не так давно: он еще может сложить 2 и 2, но не может себя усадить за стол и проверить то, что он написал. Систематически перегружая ребенка, лишая его способности самоконтроля, мы подписываемся под тем, что будем делать уроки вместо него, за него, толкая его.

Перегруженный, хронически усталый ребенок – не ученик. Уровень нагрузки – индивидуален. Это зависит от психотипа, от гемоглобина, от миллиона всяких факторов. И нужно смотреть: то, что вы ребенку дали, нормально или нет, — по общему состоянию, по общей вменяемости, по тому, как ребенок просыпается.

Две беды у младших школьников: хроническое снижение самооценки и хроническое переутомление. Они легко диагностируются внешними людьми, но плохо видны маме: на некоторые вещи нас глаз замылен. Склонны перегружать детей мамы и папы, которые сами перерабатывают. Склонны много требовать от детей мамы (и папы), которые от себя требуют многого.

Если вы знаете, что вы — человек с синдромом отличника, нужно понимать, что это первая вещь, которая готова будет обрушиться на голову вашего ребенка. Все амбиции, все ожидания, все требования к себе берут и переезжают на ребенка. Если вас это устраивает, пожалуйста: может быть, и получится добиться отличных результатов, и ребенок сможет добиться большего из-за ваших амбиций.

Но — у упавших на ребенка амбиций и ожиданий есть масса побочных действий: проблемы со здоровьем, можно отбить желание учиться, можно добиться красного диплома, но получить его лично для себя, в ущерб интересам ребенка. Это достаточно запредельная вещь – видеть, где ваши желания и амбиции, а где желания и амбиции ребенка. Нужно пытаться понимать, какие из ваших действий диктуются вашими желаниями, какие интересами ребенка.

Время на чтение: 2 мин

Кризис 7 лет у ребенка является результатом социального развития и определенных образовательных норм. Среди всех возрастных кризисов это единственный, регулируемый и спровоцированный человечеством, поскольку связан социальной необходимостью получения образования в четко отведенные сроки. В тех обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях (отсутствие таковой или возможность выбора домашнего обучения) или же при отсутствии четких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают. Именно поэтому имеет смысл называть возрастной кризис 7 лет образовательным или учебным, поскольку детерминируется он исключительно образовательной программой.

В других кризисах развития ведущую роль занимает разрешение внутренних проблем личности, возникающих на фоне новообразований психики и несоответствия прошлого социального положения ребенка его появившимся возможностям и умениям.

Школьный кризис 7 лет подразумевает дезадаптационный период различной длительности в связи с установлением иных категорий социального взаимодействия, столкновения с новыми правилами и новыми людьми. При отсутствии подготовки ребенка период дезадаптации может стать довольно продолжительным и тяжелым, причем для всех окружающих.

Среди наиболее ярких явлений присутствуют формы активного и пассивного протеста новым требованиям, общая невротизация состояния, иногда сопровождающаяся соматизацией (именно этим объяснимо учащение простуд, а не с эпидемиологической ситуацией).

Ребенок, чувствуя изменение своей роли, получения определенной доли ответственности и обязанности, начинает стремиться вести себя, как взрослый. Он и ощущает себя таковым, нередки случаи детального и долгосрочного планирования жизни, имитации поведения взрослых. Тут родители могут в карикатурной форме наблюдать свое поведение дома или отношение к работе – именно их реакции будет воспроизводить ребенок, не сильно задумываясь об уместности и соответствии. Выглядит это все неестественно, манерно, настроение может стать нестабильным вследствие растерянности перед новыми задачами, но попытками соответствовать.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения. Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности. Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Проблема кризиса 7 лет заключается в том, что многие родители могут упустить изменения в психологическом состоянии ребенка из-за появившейся нагрузки в виде уроков и расписания. Уделяя большую часть времени воспитательным моментам в соблюдении школьных требований вполне может потеряться эмоциональный контакт, способность замечать истинные проблемы тормозящие обучение.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию. Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.

Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и , для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности. Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Симптомы кризиса 7 лет

Особенности кризиса 7 лет проявляются индивидуально и количество времени связано с атмосферой в семье, уровнем понимания родителей, что именно происходит сейчас с ребенком, наличия помощи, поддержки и подготовки к изменениям. Понять, что изменения в жизни даются ребенку тяжело можно по определенной симптоматике. Чаще всего это проявляется непослушанием, так ребенок выражает собственный протест изменения, к которым не готов или число и интенсивность которых превышает привычные нормы психической нагрузки. Это может быть своеобразная попытка вернуть все, как было или показать взрослым, что он не справляется с требуемым объемом или темпом.

Непослушание может включать не только прямой отказ от выполнения требований или просьб, но также проявляться в качестве упрямства в отстаивании своего мнения. Например, школьник согласен делать все уроки, но упорно отстаивает возможность делать это в удобное именно ему время или может не выполнять задания по одному предмету, считая его неинтересным. Часты в поведенческих проявлениях и капризы, появляющиеся чаще всего в ситуациях информационного перегруза или эмоциональной истощенности. Так же, как в три года при помощи плача малыш сигнализировал о неблагополучии реальности, капризы в семилетнем возрасте говорят о неудовлетворительных условиях, в которых он пребывает на данный момент. Если их игнорировать, то следующим этапом может стать соматизация или на фоне едва выдерживаемого напряжения.

Ярко проявляется стремление казаться взрослее, у ребенка 7 лет появляется деловой тон, он может уделить время родителям после того как закончит важные дела (примерно в такой же формулировке он и будет высказываться). Копирование взрослых жестов и поведения, отказ от детских игр – яркие признаки начинающейся социализации. Испуг родителей от того, что палочкой от конфеты имитируются сигареты, на данном этапе не обоснован и никак не говорит о том, что первоклассник курит за углом – это имитация взрослого поведения. В жестах и реакциях появляется много контроля из-за необходимости выполнять требования, соответствовать определенным нормам. Такая вынужденная необходимость приводит к потере спонтанности, а многие начинают вести себя наигранно.

Критика и просьбы воспринимаются негативно, ведь сейчас ребенок считает себя взрослым и максимально оттачивает навык противостояния. Это необходимый в дальнейшей взрослой жизни элемент у первоклашек из-за неумения разграничивать проявляется практически везде. Можно сказать, что главным является отказать, показать свое я, отвергнуть критикующие замечания о возможности другого решения. Но спустя короткий промежуток времени отказ может смениться согласием – он приходит кушать через краткий промежуток после отказа, выполняет совет родителей относительно своей работы. Так может казаться, что появляется непоследовательность поступков и чувств, которая вполне объяснима потребностью реализации умения противостоять.

Замечая, как поменялись правила для него самого, ребенок 7 лет начинает пытаться поменять правила для всей семьи, установить свою власть. В лучшем варианте это будет расписание, по которому должна жить вся семья с определенным временем обеда и выполнения занятий, в худшем это превращается в террор и попытки осуществления любых своих прихотей.

Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребенок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Все свои пожелания нужно формулировать с целью актуализации собственного интереса у ребенка или потребности их выполнить. Приказы или даже просьбы могут восприниматься негативно. Требования относительно поведения лучше не произносить, а показывать собственным примером. Если таких ситуаций не возникает можно показывать соответствующие фильмы или рассказывать истории, без указания на долженствование соответствовать. Дети на данном этапе жадно поглощают информацию о правилах существования в социуме, поэтому легко схватывают такие завуалированные послания.

Чтобы снизить уровень стресса, исключайте сразу игровую деятельность из жизни ребенка, заменяя ее учебной. У него должен оставаться промежуток привычного мира, где можно отдохнуть и расслабиться. Хорошо еще перед школой проводить обучающие подготовительные занятия, касающиеся не только изучения базовых знаний, но и относительно форм воспитания (необходимость придерживаться расписания, уважать взрослых и прочее). Поощряйте достижения, связанные не только с когнитивными функциями, но и умения устанавливать и ориентироваться в социальном взаимодействии. Первую хорошую оценку можно отметить семейной прогулкой, а приобретение новых друзей поощрить детскими посиделками у вас в гостях с чипсами и фруктами.

Важно уважать решения, принятые ребенком, даже если они нелепы. В качестве коррекции может подойти напоминание, например о том, что в прошлый раз гулять на голодный желудок было неприятно, а эксперименты с внешностью лучше оставить до отзыва сверстников. В случае возникновения спора не давите авторитетом и не запрещайте чего-то без аргументов, таким образом, вы поощряете прямой протест или упрямство. Разговаривая с применением фактов, вы не только узнаете мотивацию ребенка, но и получите возможность высказаться и услышать его. Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций. Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность в родительской поддержке, дающая возможность посоветоваться в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Кризис семи лет: особенности и симптомы

Громова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1»

Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка, может наступить и раньше: с шести лет или восьми.

Кризис семи лет является переломным моментом в жизни каждого ребенка, который отделяет одну часть жизни от другой. В психологии впервые этот криз выделил Л. С. Выготский, который отмечал, что после шести лет ребенок утрачивает детскую непосредственность, появляются новые манеры поведения. И это связано с начинающейся дифференциацией внешней и внутренней жизни.

Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том и в другом случае поведение ребенка является признаками кризиса.

Несмотря на то, что все возрастные кризисы жизни ребенка, такие как кризис трех лет и подростковый кризис, имеют схожие симптомы, у кризиса семи лет есть свои особенности. Если, переживая кризис трех лет, ребенок стремится показать свою самостоятельность и говорит часто слова «Я сам», то кризис семи лет связан с утратой детской непосредственности, то есть с возникновением интеллектуального момента между переживанием и поступком. Ребенок в возрасте семи лет хочет поскорее отойти от детства, в это время обычные бытовые правила, установленные родителями, кажутся для него уже пережитком детского возраста. Основным фактором такого поведения ребенка является культурная среда, в которой он воспитывается. Родители все время говорят: «Вот ты уже взрослый, идешь в школу!» Поэтому, когда ребенок становится школьником, он считает, что теперь занимает новую социальную позицию в обществе -теперь он взрослый.

Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии.

Самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Переживания в этом возрасте являются следствием трудных и неприятных ситуаций, которые возникают в жизни школьника впервые.

Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника». Вся проблема, в том, что у некоторых детей она формируется еще до того момента, как он пошел в школу. Ребенок уже хочет занять свое социальное новое место в обществе, но по различным причинам не идет в школу. В семье к нему относятся как к маленькому, а он уже готов стать взрослым, вот тут у ребенка и возникает внутренний протест, который является основным источником кризиса.

О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:

Пауза (это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается. Создается впечатление что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", родители отмечают, что раньше такого не было, и часто не могут понять, с чем связано такое поведение);

Спор (данная реакция выражается, в том, что, когда родители просят ребенка о чем-либо, он начинает возражать и оспаривать мнение взрослых, наиболее часто ребенок приводит следующие аргументы сравнения: «Почему ему можно, а мне нельзя». Это связано с тем, что ребенок считает себя уже взрослым, потому что он большой, он ходит в школу и ему тоже должно быть можно);

Хитрость (ребенок нарушает привычные требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание наказания, за какой-либо проступок. Для ребенка это своего рода игра);

Непослушание (ребенок отказывается от выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял беспрекословно);

Самостоятельность (ребенок, стремится делать самостоятельно какие- либо новые дела, которые делают взрослые. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших).

Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым.

В целостном отношении к взрослому выделяется отношение к правилу, заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила.

Ребенок демонстрирует взрослому свою взрослость, подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность.

Возникают новые самостоятельные занятия. Выполняя самостоятельную деятельность, ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту. Это обращение также свидетельствует о выделении в целостном прежде отношении нового аспекта.

Кризис семи лет практически не исследован. Поэтому наблюдается противоречие между научным подходом и отсутствием, прежде всего, методов воспитания у родителей.

В любом случае педагог, как врач, должен рассматривать эту проблему глубоко. Здесь много мнений, но как такового рецепта нет, где был бы точно прописан диагноз и рекомендации лечения.

И в этой ситуации необходимо усилить работу на родительских лекториев, кроме того важны индивидуальные беседы с родителями. Для того, чтобы объяснить, как важно пересмотреть систему требований. А также изменить свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относиться к его мнениям и суждениям.

Поскольку в возрасте семи лет у ребёнка основными потребностями являются уважение к нему и стремление стать взрослым, то мы должны создать для ребёнка и в школе, и дома условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указания взрослых. Одним из выходов может служить система самоконтроля: самоуправление в школе, читательские дневники, списки добрых дел, дневник хорошего поведения, распорядок дня, личный дневник.

Таким образом, можно сказать, что кризис семи лет проявляется у современных детей и зависит от комплекса различных факторов, включая воспитание, уровень развития и подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Аспект пресс. – Москва, 2001. – С.460.

2. – Выготский Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // 2007.

– этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Общие сведения

Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Патогенез

Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью . На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает , кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств , психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра . Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

  • Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
  • Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
  • Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ , МРТ головного мозга).

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.