Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше. Запоминание методом связанных ассоциаций Другие развивающие курсы

В этом уроке вы научитесь быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надёжно их запомнить. Таким образом в вашей памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затверждённым с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

Купить газету;

Отправить письмо по почте;

Забрать фотографии у фотографа;

Отнести врачу рентгеновский снимок;

Купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

Позвонить вашему другу.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчётливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара "очки - почта" (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий её. Ещё одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию "луна-фотография".

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук - врач - рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок другу. Я представляю себе друга, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

Буква А (первое дело - первая буква алфавита). А - это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встаёт картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю "газета";

Буква В (второе дело). В - это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своём письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идёт о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово "горчица" вы ассоциируете с циркулем, затем серп с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 20-30 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населённых пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдёте названия городов или посёлков, которые необходимо проехать один за другим.

Запоминание списков слов и словосочетаний – это хорошая тренировка зрительной (вы сами читаете список) и слуховой памяти (воспринимаете на слух).
В этом разделе приведены примеры списков, которые вы можете использовать для тренировки и отработки таких технологий, как метод Цицерона, нелепой связи, «матрешки», «мультфильма», создание произвольных и непроизвольных ассоциаций и многих других.

У каждой технологии есть свои правила, особенности применения и алгоритм запоминания. Об этом вам рассказывал преподаватель на занятиях. Вспомните их перед тем, как начать самостоятельную тренировку.

Часто нас ученики спрашивают: «Зачем запоминать списки? Как это пригодится в жизни?».
Дело в том, что большое количество информации в обыденной или учебной, рабочей жизни вам приходится запоминать именно списками. Например: список продуктов (что купить в магазине), последовательность правителей, состав продуктов, список дел или вещей (что нужно взять в командировку). А может быть, вам нужно запомнить планеты или созвездия, географическую номенклатуру или всех богов Древнего мира, города Золотого кольца? Все это и многое другое запоминается парочкой или цепочкой.

Материалы, представленные на нашей сайте, являются частью учебно-методического комплекса "Аксонии". Просим вас при полном или частичном использовании данных материалов делать ссылки на нашу школу.
Вы всегда можете обратиться к методистам и педагогам «Аксонии» за инструкциями, разъяснением заданий и с вопросами, касающимися программ и технологий развития памяти, внимания и скорочтения.

Успешных вам тренировок!

Запоминаем списки слов.

Группа 1

Группа 2
Группа 3
Группа 4
Группа 5

море
шкаф
книга
телевизор
каша
бабушка
собака
холод
каска
обои
лопата
кофта
пирожок
лимон
шуба
платок
чай
кран
розетка
форточка
хлеб
ложка
тапочки
носки
тумбочка
ручка
раковина
цветок
пижама
йогурт
копейка
трава
рак
спички
ковер
труба
перо
ноты
журнал
стекло
свеча
кнопка
микроскоп
доллар
кубик
пружина
глаз
пень
дельфин
дырка
Группа 6
Группа 7 Группа 8 Группа 9 Группа 10
сон
мышь
уши
грабли
ров
червяк
тост
рюмка
комар
испуг
виноград
булка
луна
коньки
крот
смола
часовой
корова
звонок
кит
рука
пуговица
каша
макароны
руль
ссора
компот
крюк
порох
вышка

дорога
пожар
адрес
кукуруза
дерево
корабль
ребенок
мама
елка
леденец
ветер
книга
танец
хор
тишина
болото
ананас
береза
бабочка
колесо
кувшин
люстра
кузнечик
палка
гном
праздник
врач
зеленка
молоток
веник

документ
каша
радуга
весы
мыло
балерина
следопыт
гвоздь
яблоко
чучело
колобок
сухари
петух
приз
яйцо

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

Купить газету;

Отправить письмо по почте;

Забрать фотографии у фотографа;

Отнести врачу рентгеновский снимок;

Купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

Позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара "очки - почта" (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.



Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию" луна-фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук -врач - рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

Буква А (первое дело - первая буква алфавита). А - это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю "газета";

Буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово "горчица" вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.


В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

– купить газету;

– отправить письмо по почте;

– забрать фотографии у фотографа;

– отнести врачу рентгеновский снимок;

– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

– позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара “очки – почта” (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию” луна-фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для : лук -врач – рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю “газета”;

– буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово “горчица” вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.

Ключом к улучшению вашей памяти является постоянная тренировка воображения с привлечением максимального количества органов чувств во время зашифровки информации, которую вы хотите запомнить.

Чем лучше у вас воображение, тем лучше ваша память и ваша способность запомнить список.

Приведенные ниже упражнения помогут вам лучше понять, что имеется ввиду. Наша цель, сделать так, чтобы вам не требовалось более 90 секунд, чтобы запомнить следующий список покупок:
молоко
яйца
рис
хлеб
бекон
йогурт
рогалики
бифштекс
газированная вода
попкорн
Через 90 секунд отвлекитесь от статьи и постарайтесь воспроизвести список именно в этом порядке. Большинство людей сделают ошибку уже до седьмого пункта, и большинство будут постоянно сомневаться в том, что они говорят. А теперь мы научим вас, как запомнить это список быстро и правильно.

Придумайте яркий рассказ

Представьте себе гигантскую пачку молока. Ну, очень большую! Вы удивлены не только тем фактом, что пачка настолько большая, но и тем, что она прыгает вокруг вас. А затем внезапно… взрывается. И как только она взорвалась, оттуда вылетают… яйца! Представляете такую картину.

Яйца вылетают из пачки молока, у них появляются ножки, а затем они начинают танцевать. И вы даже слышите топок их ножек по полу. Неожиданно, одно из яиц начинает трескаться. Как только появляется трещина, оттуда начинает сыпаться рис. И не просто сыпаться, а выстреливать, как из пулемета.

Рис попадает прямо в пушистый кусок хлеба. Причем с такой силой, что хлеб начинает распадаться на куски. На самом деле постарайтесь увидеть и услышать, что происходит у вас в воображении.

Вид кусочков хлеба заставляется вас чувствовать себя голодным, поэтому вы решили подойти и взять кусочек хлеба. И как только вы попытались откусить немного, хлеб волшебным образом превратился в бекон. Вы откусываете кусок бекона. У него великолепный вкус. Представьте себе эту картину. У вас по-прежнему кусок бекона в руке, и вам вдруг захотелось опустить его в йогурт.

Когда бекон опускаете бекон в йогурт, вы видите, что он полностью в нем растворился. Не осталось ничего, кроме йогурта. Йогурт начинает пузыриться, и закипать. Вы смотрите и слышите, как он кипит, и оттуда стали появляться рогалики разной формы и размеров. Таких рогаликов вы никогда раньше не видели. На середине каждого рогалика лежит сочный бифштекс.

Один из кусочков бифштекса спрыгивает с рогалика и начинает кататься по полу все быстрее и быстрее. И откуда-то появляется и подпрыгивает вверх блок газированной воды. При падении бутылки трескаются, оттуда начинает сочиться сначала газировка, а затем попкорн. А теперь из всех бутылок вылетает попкорн!

Повторите историю

Теперь, чтобы вспомнить список покупок, просто повторите эту веселую и необычную историю у себя в воображении, начав с того момента, когда вы увидели гигантскую пачку молока. В процессе, вам нужно просто обращать внимание на каждый элемент истории, и у вас получится именно такой список: молоко, яйца, рис, хлеб, бекон, йогурт, рогалики, бифштекс, газированная вода, попкорн.

Если вы застрянете на одном из пунктов, быстренько прочитайте параграф выше еще раз. После этого, постарайтесь расслабиться и насладиться той картиной, которая возникла у вас в голове. Если вы улыбаетесь, когда вспоминаете эту историю, это очень хороший знак. Не волнуйтесь о том, чтобы запомнить что-либо. Просто сконцентрируйтесь на таком ярком развитии событий, и запоминание не будет для вас проблемой.

Этот метод создания живых и ярких воображений для запоминания является очень мощным механизмом тренировки воображения. Такие истории остаются в памяти надолго. А что если список станет длиннее? Например: молоко, яйца, рис, хлеб, бекон, йогурт, рогалики, бифштекс, газированная вода, попкорн, крекеры, салат-латук, сыр, фасоль, паста.

После того, как попкорн вылетает из бутылок с газированной водой, он начинает… танцевать на стенах, сделанных из крекеров; на крекерах начинает расти салат-латук; латук отращивает побеги в виде ломтей сыра; фасоль начинает выпрыгивать из каждого куска сыра; а фасоль смешивается и превращается в гигантскую порцию пасты. Идея понятна?

Представьте картину для каждого элемента списка

Очень важно помнить, что этот метод можно использовать не только для того, чтобы запомнить список покупок. Его можно использовать для запоминания основных пунктов вашего доклада или презентации.

Все, что вам нужно сделать, так это придумать историю, чтобы выделить основные пункты, о которых вы хотите рассказать. Например, войну можно представить на основе оружия и солдат, экономику груды денег, здравоохранение, как кипу бинтов и толпы докторов.

Поэтому, если вы, сначала хотите поговорить про войну, экономику, а потом про здравоохранение, можете представить себе солдат, воюющих против огромной кучи золота, которую потом доктора перевязывают бинтами. Может быть, доктора вскоре начнут расплавляться и исчезать, если после этого вы захотите поговорить о глобальном потеплении.

Если вы придумаете соответствующую картину для каждого основного пункта и даже подпункта, а затем сможете связать эти картины воедино с помощью вашего воображения, наподобие того, как это сделано выше, то вы легко сможете произнести речь, или сделать презентацию даже не смотря в ваши записи.

ВСЁ ЗАПОМНИЛИ?
Вы только что не только выучили мощный метод, который поможет вам легко запомнить случайный набор информации, но и потренировали вашу креативность и воображение. Метод историй, как его часто называют, позволяет использовать многие части вашего разума для зашифровки информации.

Чем чаще вы практикуетесь в запоминании списка, тем лучше вы поймете, как это делать. Вы начнете замечать, что у вас получается придумывать истории воображении быстрее, а сами истории будут получаться все более и более яркими. Это улучшит вашу память, а также поможет развить ваш интеллект.