Пенсии женам военнослужащих. Примерные формы справок и других документов, выдаваемых воинскими частями для реализации прав граждан Справка жены офицера

Обращение

Я пенсионерка по старости, ветеран труда. Мой муж, офицер запаса, много лет отдал вооруженным силам, свыше 26 лет. Он также военный пенсионер, ветеран вооруженных сил, ветеран труда, ветеран боевых действий на территории Афганистан 1983-1985 г.г. Будучи женой офицера, я 9 лет, 10 месяцев, 24 дня (с 30 мая 1972 года по 8 сентября 1992 года) не работала, так как переезжали по приказу Родины с места на другое место. Только за период его службы пришлось переехать 12 раз и не имелось возможности сразу же трудоустроиться по своей специальности в отдаленных военных гарнизонах, так как любую работу надо было найти.

1. 13 сентября 2005 года я вышла на пенсию, которую стыдно и обидно получать, потому что государство обмануло меня и всех жен военнослужащих и не выполняет до сих пор своих обязательств.

2. По пенсионному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, не включены периоды проживания вместе с мужем в местности, где не могла работать по специальности на основании ФЗ №76 от 27 мая 1998 г «О статусе военнослужащих» ст10 п.4 (с 30.05.1972 г по 08.09.1992 г). На основании Федерального Закона № 76 от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.4 «Супругам военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992г. – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными…»

Это в пенсионный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включено не было, этим самым нарушен федеральный закон № 76 от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.4 как следует из преамбулы Федерального закона «О статусе военнослужащих» / настоящий Федеральный закон/ в соответствии с Конституцией Российской Федерации /определяет права,/ свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и /социальной защиты/ военнослужащих, /граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы/, и членов их семей.

3. ФЗ «О статусе военнослужащих» «в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.»

Так же следует отметить, что п. 2 ст. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что «правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон». Изменений и дополнений в ст. 10 п. 4 «О статусе военнослужащих» «Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии…» не вносил.

4. . Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» ст.2 п.5 «Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: - гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках,… и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

супруга (супруг);…. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации». Изменений в части отмены данного пункта Федеральными Законами РФ не вносилось.

5. Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 г № 173 не содержит положений, предусматривающих возможность начисления пенсии в связи с Федеральным Законом № 76 от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.4 «Супругам военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными…»

6. Принято Постановление Правительства Российской Федерации № 877 от 17.11.1992 года «Об утверждении положения о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособия по безработице»

Федеральным Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ст. 11.были включены иные периоды засчитываемые в трудовой стаж.

В страховой стаж для начисления трудовой пенсии по этому пенсионному закону включается «период получения пособия по безработице и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства». (ст.11.п.4.)

Значит, если встаешь на учет в бюро занятости или переезжаешь по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, то это засчитывается в трудовой стаж.

А если я переезжаю с мужем военнослужащим по приказу государства в другую местность, где я обязана самостоятельно трудоустроиться – (бюро занятости до 1992 года не было), пособия по безработице не выплачивалось (поиск, снятие частной квартиры и ее оплата, произвести регистрацию и прописку, устроить детей в детский сад, если возьмут, устроить детей в школу, найти любую работу себе), все это ложилось на плечи жены военнослужащего. Как все это решить - государство не интересовало.

За все это время семья терпела моральный и материальный ущерб. Из-за того, что я не могла найти сразу же хотя бы любую работу, даже не по специальности (находясь в поезде или самолете), семья была ущемлена в деньгах и жила на одну зарплату мужа и не могла пользоваться теми благами, что семья гражданского лица, а вынуждена на всем экономить.

При этом государство гарантировало включить «Супругам военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными…»

Это было не включено в федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии, как гарантировало государство.

Значит, я и моя семья скиталась, терпела все невзгоды, переезжала из гарнизона в гарнизон по приказу государства, я была вынуждена увольняться каждый раз в связи с переводом мужа военнослужащего к новому месту службы и за это нас наказывают, обманывают при начислении пенсии. У меня не было возможности постоянно работать на одном и том же месте. Я вынуждена, переезжая, устраиваться на любую работу, терять свою специальность и квалификацию, будучи уверенной, что это государство мне компенсирует при начислении пенсии в полной мере, что все перерывы в работе при переезде с места на место будут засчитаны в трудовой стаж для пенсии. Но это не выполняется государством до сих пор. Из-за этого пенсия жен военнослужащих гораздо занижена (в денежном отношении) по сравнению с гражданскими женщинами.

7. Данное противоречие дискриминирует духовный потенциал жен военнослужащих, нанесло невосполнимый удар по защитникам Отечества и благостоянию Вооруженных Сил РФ, что нарушает социальную справедливость и создает социальную напряженность в Вооруженных Силах РФ.

8. Федеральному Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 № 173 придана обратная сила, по которому ухудшилось положение в среде

Вооруженных Сил РФ. Новый закон «О трудовых пенсиях» нарушает ст.55 Конституции РФ утверждающей, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Следовательно, закону «О трудовых пенсиях» не может быть придана обратная сила.

9. Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 № 173 ФЗ ухудшил мое право на достойное получение пенсии.

10. Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года, № 146-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2009 года) внесены изменения по вопросам установления трудовых пенсий, что «период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности»; - зачет в страховой стаж. Для расчета пенсий эти пять лет рассчитываются 2009 страховым годом. За 5 лет мне назначено к пенсии 196 руб с января 2009 года (цена буханки черного хлеба 600 грамм в н.Новгороде стоит 16 руб, 196:16 = 12 буханок хлеба, это как в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде давали пайки хлеба больше чем в данное время мне за 5 лет).

Мне стыдно и обидно за прожитые годы и в лице сильнейшего и богатого государства получать подачки за 5 лет скитальческой жизни с мужем военнослужащим с семьей большущую подачку в виде черного хлеба 240 грамм в сутки. Разве может увеличиться размер пенсии при такой подачке? При этом размер пенсии практически не увеличивается по сравнению с тем, если бы эти года засчитаны в трудовой стаж

У меня период проживания вместе с мужем военнослужащим, проходящим военную службу, где не могла трудоустроиться в связи с переездами к новому месту службы мужа военнослужащего составляет 9 лет 10 месяцев 24 дня трудового стажа. А мне включают в страховой стаж с 1.01.2009 года не более 5 лет. А как же остальные 4 года 10 месяцев 24 дня? Это уменьшает размер моей пенсии, что противоречит: Конституции Российской Федерации ст. 55 п.2 «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

11. В январе 2008 года стали присваивать «Ветеран труда» по Нижегородской области, а мне не присвоили, так как государство отняло у меня трудовой стаж.

В январе 2009 года мне соизволили вернуть 5 лет страхового стажа (Принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года, N146-ФЗ г. Москва. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий Опубликовано 25 июля 2008 г. Вступил в силу: 1 января 2009 г. Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

"7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих

военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях,

где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности

трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;)

и с опозданием на один год мне присвоили звание «Ветеран труда», на год позже, чем всем. Целый год я не пользовалась льготами, которые положены «Ветерану труда», это 300 руб. ежемесячно доплата к пенсии, 50% скидка за квартирные коммунальные услуги, не могла пользоваться льготами на санаторные путевки. Все это наносило мне моральный и материальный ущерб.

12. В январе 2010 год произведена валоризация (повышение денежной оценки) пенсионных прав, приобретенных гражданами до 01.01.2002 года на 10% и дополнительное увеличение на 1 % за каждый год стажа, приобретенного застрахованными лицами в период СССР. Для определения % пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание пенсионных прав. Так как нам вернули только 5 лет, а не все года (мне не учтено 9 лет трудового стажа), да и то страховым стажем то в валоризацию эти 5 лет не вошли, так как учитывается при валоризации трудовой стаж, а не страховой. И мне не засчитали 5% к пенсии. А если бы мне вернули 9 лет трудовым стажем, то это при валоризации составило бы прибавкой 9 % к пенсии.

Таким образом, из-за того, что 9 лет 10 месяцев 24 дня не включено в трудовой стаж по закону № 173 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер моей трудовой пенсии намного занижен.

За период с 13 сентября 2005 года (с этого времени я ушла на пенсию) размер пенсии неоднократно увеличивался. А так как 9 лет 10 месяцев 24 дня были не включены в трудовой стаж пенсия на этот период не увеличивалась и опять становилась меньше.

С каждой индексацией размера пенсии будет происходить постоянно занижение пенсии.

13. Так может быть государство найдет силу воли вернуть долги женам военнослужащих в той мере, что они заслужили и вернуть трудовой стаж, который отобран и будет назначена пенсия достойная нас.

Просим Вас пересмотреть пенсионный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включив в него на основании Федерального Закона № 76 от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.4 «Супругам военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными…» трудовой стаж, не 5 лет страхового стажа, что ничего не изменило на размере трудовой пенсии, а все года проживания с супругами до 1992 года, как обязывает закон «О статусе военнослужащих». Произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения.

Если бы мне рассчитали пенсию в 2005 году включив 9 лет 10 месяцев 24 дня трудовым стажем, то эти бы года вошли бы в валоризацию. Пенсия за это время неоднократно индексировалась, то есть размер ее увеличивался, что не происходило с моей пенсией.

14. Мне обидно и стыдно вместо того, чтобы отдыхать на заслуженной трудовой пенсии, обращаться в суды Нижнего Новгорода на пенсионный фонд с просьбой вернуть 9 лет 10 месяцев 24 дня трудового стажа для начисления пенсии (4 суда: районный, коллегию областного суда, президиум областного суда, коллегию областного суда), где каждый суд отвечает, что государство Вас забыло и не включило в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В соответствии со ст. 55 п. 2 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. А Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нарушает мое право на жизнь и социальное обеспечение, гарантированные Конституцией, уменьшив размер моей пенсии.

За время воинской службы мужа переезжая с одного места службы в другое я вынуждена экономить на себе и семье, так как не могла сразу же трудоустроиться, а сейчас выйдя на пенсию по старости я опять вынуждена экономить на себе (на питании, приобретении лекарств острой необходимости, в которых нуждаюсь, так как переезжая с места на место я, меняя часто климат, здоровье изнашивалось и подрывалось).

Неужели государство не в состоянии вернуть то, что обязано нам женам военнослужащих (внести трудовой стаж в пенсионный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как 5 лет страхового стажа для начисления пенсии ничего не дало)

Обращаясь к Вам, прошу за себя и всех жен военнослужащих разобраться с этим, восстановить трудовой стаж и включить его в пенсионный закон для правильного начисления пенсии.

Восстановить справедливость за наши «мытарства» по гарнизонам. Так помогите нам решить этот вопрос, кто это не решит, как не государство в котором мы живем.

15. Федеральным Законом Российской Федерации № 317 от 1 декабря 2007 года о внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2008 года устанавливаются размеры базовой части трудовой пенсии по старости проработавшим не менее 20 календарных лет в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 20 лет. Размер базовой пенсии увеличивается на 30 %.

Я проработала в районе, приравненном к Крайнему Северу 4 года 2 месяца 29 дней. По приказу государства я вынуждена была уволиться для переезда к новому месту службы мужа военнослужащего, а не по собственному желанию.

В Федеральный закон № 173 от 17 декабря 2001 года не включены в трудовой стаж для исчисления пенсии год за полтора, это 2 года 1 месяц 14 дней. В связи с этим я прошу увеличение базовой части своей пенсии на 6% (пропорционально отработанному времени в районах приравненных к Крайнему Северу), так как год за полтора этим законом заменено увеличением базовой пенсии вместо год за полтора.

В Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2008 года мне не пересчитан северный стаж, так как мой стаж составил 4 года 2 месяца 29 дней, а не 15 лет, как говорит Федеральный Закон Российской Федерации № 317 от 1 декабря 2007 года.

Я работала и проживала в экстремальных природно-климатических условиях, что не могло не отразиться на состоянии моего здоровья, что требует больших затрат на приобретение лекарств.

Я прошу засчитать мне увеличение размера базовой части пенсии на 6% (пропорционально прожиточному времени в этих условиях, так как по Федеральному закону № 317 от 1 декабря 2007 года год за полтора проживание в этой местности заменен увеличением базовой части пенсии на 30% (это составило бы 20 лет проживания на 30%, а мои 4 года составят 6%).

16. Нарушены нормы Европейской конвенции о защите прав человека и

Основных свобод с дополнительными протоколами к ней (Протокол № 1, 4,

6,7,11, 12) от 04.11.50г., в частности ст.14 где говорится о том, что «пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой – либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам»

17. Нарушено мое Конституционное право на правильный расчет пенсии.

18. Мой муж военнослужащий, в данное время офицер запаса, в 1983-1985 годах принимал активное участие на территории Афганистан. Эти 2 года я продолжала работать, воспитывать двух детей, одному было 3 года, другому 10 лет. Весь этот труд: воспитание, обеспечение, все было на мне. Вместо мультфильмов дети смотрели новости, бежали к почтовому ящику. Я обеспечивала тыл, никакой помощи от государства не было, кроме денежного аттестата моего мужа в размере 100 руб в месяц, на которые содержать детей было не возможно. И много раз дети болели различными заболеваниями, помочь было некому, росли без отца. Участия в воспитании детей он принимать на мог, он выполнял 2 года интернациональный долг, а мы одни вертелись и выживали как могли.

Согласно Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 г. N 59 -27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" (с изменениями от 26 июля 1984 г.) (которое было секретным, приказ МО СССР 0030, сейчас рассекречено) государство должно производить мероприятия по улучшению жизни и быта семей воинов участвующих в войне на территории Афганистан, то есть п.5 последний абзац данного Постановления « предоставление установленных льгот военнослужащим, рабочим и служащим, указанным в настоящем постановлении, и их семьям;» «осуществление других мероприятий по улучшению жизни и быта военнослужащих, рабочих и служащих, указанных в настоящем постановлении, и их семей».Мне же за 2 года войны в Афганистане государство ничего не предложило, а сумело лишь ограбить меня и мою семью

Сейчас большое внимание уделяют участникам Великой Отечественной войны и их семьям, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, им предоставлены государством льготы и гарантии. А какие льготы и гарантии предоставило государство мне и моим детям? Никаких. Сумело лишь лишить детства моим двум сыновьям на два года, мне иметь бессонные ночи, лить слезы тайком от детей, страдать и умчаться этот период.

Я и дети в течение 2-х лет обеспечивали тыл, для того чтобы мой муж выполнял с честью и достоинством свой интернациональный долг. Так как этот период компенсирует государство мне и моим детям?

Так может быть государство обратит внимание на нас женщин, жен военнослужащих и отдаст долги нам за наши скитания и оценит наш труд. Мы обеспечивали тыл, для того чтобы наши мужья были достойными защитниками нашего государства

Всем этим мне причинен большой невосполнимый моральный вред, физические и нравственные страдания. На этой почве у меня развилась бессонница, повышенное сердечное давление, меня постоянно одолевает чувство несправедливости по отношению ко мне и досады, ведь я отдала здоровье своей работе и мужу военнослужащему, много раз переезжала по приказу государства из военного гарнизона в гарнизон, где нельзя было трудоустроиться, воспитала и отправила для служения в Вооруженные Силы РФ двух сыновей.

1. Прошу пересмотреть пенсионный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включив в него общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии весь период проживания вместе с мужем военнослужащим, проходящим военную службу (на основании ФЗ №76 от 27 мая 1998 г «О статусе военнослужащих» ст10 п.4 (с 30.05.1972 г по 08.09.1992 г – 9 лет 10 месяцев 24 дня).

2. Включить периоды работы в районах приравненных к Крайнему Северу дополнительно 2 года 1 месяц и 14 дней (всего 4 года 2 месяца и 29 дней – работа в местности приравненной к районам Крайнего Севера и Крайнем Севере. (работала по договорам), то есть работа в местности с тяжелыми климатическими условиями.

3. Предусмотреть в пенсионный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон № 317 от 1 декабря 2007 года женам военнослужащих, работающим в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера увеличение размера пенсии пропорционально прожитому времени в этих условиях. Для меня это составило бы 6%.(30%: 20 лет х 4 года 2 месяца 29 дней = 6%).

4. Прошу предусмотреть о включении мне и моим детям в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки в виде льгот и гарантий женам и детям военнослужащих за участие своих мужей в течении 2-х лет при выполнении интернационального долга в республике Афганистан, за то что в течении 2-х лет мы обеспечивали по требованию государства тыл.

Прошу рассмотреть эти вопросы в нашем государстве, чтобы не обращаться в общеевропейский суд для восстановления нарушенных моих прав, гарантированных Конвенцией: права на справедливое судебное разбирательство (пункт 1 статьи 6) и права на эффективную правовую защиту (статья 13).

Ответ направлять на электронный адрес: kai¬¬[email protected] Кулагина Светлана Алексеевна

  • Особые пенсионеры
  • Больше пяти лет не прибавят
  • Время ухода за больным ребенком войдет в стаж

Справка для жен военнослужащих для пенсии, в отличие от других категорий граждан, бывает нужна тогда, когда встает вопрос о величине страховых накоплений для выхода на заслуженный отдых.

Особые пенсионеры

Военные относятся к особенной категории граждан. Эти люди ежедневно рискуют собственной жизнью, охраняют покой и порядок своей страны. Жены служивых людей бывают вынуждены в течение всей жизни сопровождать мужей без права выбора места жительства. Часто военные городки располагаются не в областных или районных центрах, а в глубинке, где, кроме гарнизона, нет возможности отыскать работу. Только тот, кто прошел этот непростой путь, сможет осознать, насколько тяжело быть женой человека, который принадлежит не себе, а Родине. Семьи военнослужащих обладают не такими расширенными льготами, как может показаться. Однако кое-что российское законодательство все же предусмотрело.

В связи с этим Министерство обороны РФ в законе «О статусе военнослужащих» особенно оговаривает положение жен военных, которые не могли трудиться по профессии по причине особенностей места дислокации мужа. Это относится к отдаленным сельским регионам, где работы нет. Чаще всего трудоустраиваться удается женщинам, которые имеют профессию учителя, врача. Педагогическое и медицинское образования позволяют осуществлять профессиональную деятельность. Обладательницам более редких профессий повезло гораздо меньше.

Вернуться к оглавлению

Больше пяти лет не прибавят

Мало кто задумывается о пенсии с молодости, а зря. Согласно пенсионному законодательству, величина пенсии рассчитывается из количества проработанных лет и величины заработной платы. Это основные категории, за которыми просто необходимо четко следить. Супруги военных часто бывают лишены работы по специальности, да и просто любой работы может не быть, так как гарнизон не «резиновый» и не может обеспечить потребности всех членов семьи военного.

Некоторые офицерские жены, следуя за мужьями по отдаленным гарнизонам, годами вынуждены оставаться без работы. Ближе к пенсии остро встает вопрос о трудовом стаже, который часто оказывается минимальным. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» оговаривает, что в общий трудовой стаж женам, чьи мужья служили по контракту до 1992 года, включаются все годы совместного проживания, а с 1992 года — то время, когда они проживали в местах, где невозможно было осуществлять профессиональную деятельность в связи с отсутствием работы по данной специальности. В это время жена военного в общем порядке была признана безработной.

Стоит сказать, что в данном пункте законодательство допускает некоторые огрехи, оговаривая, что в общий стаж могут быть включены только 5 лет, в течение которых супруга служившего человека не могла осуществлять профессиональную деятельность. Это значит, что остальные годы в стаж не войдут, то есть попросту «сгорят».

Конечно, на практике жены военных вместе со своими супругами оседают в глубинках и более чем на 5 лет. Возможно, когда-то данный пункт закона будет пересмотрен в сторону увеличения количества лет, которые могут войти в общий трудовой стаж жены.

Вернуться к оглавлению

Время ухода за больным ребенком войдет в стаж

Кроме того, закон оговаривает периоды безработицы, когда женщина не могла трудиться, так как вынуждена была осуществлять уход за больным ребенком, который не мог посещать детское учреждение. Чтобы эти годы вошли в общий трудовой стаж, необходимо заручиться справкой из медицинского учреждения, где будет сказано, что ребенок не мог оставаться без присмотра. Это должно быть в действительности серьезное заболевание, чаще всего оно связано с местом пребывания военнослужащего. Такие ситуации оказываются на практике достаточно частыми. Неблагоприятные районы способствуют формированию хронических заболеваний.

При обращении в пенсионный фонд женщина должна будет подтвердить факт проживания с мужем на территории, где она не могла трудиться по профессии.

Для этого необходимо заручиться справкой из воинской части, где служил супруг. Однако нужный гарнизон может оказаться на другом конце страны. Сегодня можно получить нужную справку для начисления пенсии дистанционно. Документ обязательно должен содержать информацию о нужных периодах, фамилию, имя и отчество обоих супругов, должность офицера. Справка обязательно должна быть заверена подписью командира части. Только такой официальный документ даст право на то, чтобы соответствующие годы были включены в общий стаж.

Необходимо знать, что по факту чаще всего жены многих военнослужащих имеют небольшую пенсию. Конечно, это не касается тех, чья жизнь прошла в более-менее крупных населенных пунктах. Официальный статус безработного дает право на получение пособия по безработице, равного минимальной оплате труда. Так что о будущей пенсии необходимо задуматься заранее и извлечь максимум из того, что полагается по закону.

Еще один волнующий вопрос: как перейти на пенсию умершего военного мужа. Кстати, не все знают, что вдовы военных имеют право перейти на пенсию умершего супруга. Получение пенсии вдовой военного пенсионера сегодня стало обычным явлением.

Таким образом, жена военнослужащего имеет некоторые льготы по пенсионному обеспечению. Они касаются ее невозможности трудиться в годы, когда супруг проходил службу по контракту. До 1992 года в общий трудовой стаж засчитываются все годы, проведенные с супругом, без учета причин, по которым женщина не работала; а после 1992 года пенсионный фонд потребует справку, в которой обязательно должно быть указано, что в означенный период женщина не могла работать по специальности в силу места пребывания и особенностей профессии. Главное, чтобы была оформлена справка для жен военнослужащих для пенсии. Она должна содержать реквизиты воинской части, чтобы при необходимости представитель пенсионного фонда мог обратиться за дополнительной информацией или подтверждением.

Узнать, как перейти на военную пенсию вдове, поможет пенсионный фонд. Для этого придется собрать ряд справок. Однако результат того стоит.

Иногда органы пенсионного обеспечения оспаривают право на прибавление к пенсии жене военнослужащего 5 лет. Тогда женщина вправе, заручившись всеми необходимыми документами, обратиться в суд для решения данного вопроса. Пускать дело на самотек не имеет смысла, да это и незаконно. Сохраняется ли после смерти получателя пенсия военного мужа, может ли ее получать жена? Однозначно да. Ведь у военных, дослужившихся до званий и наград, вполне себе приличная пенсия, которая может по праву перейти к жене после их смерти.

Пенсионная система на территории нашей страны продолжает действовать. Причем ряд граждан имеет право на досрочный выход на пенсию, по выслуге лет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обуславливается это в первую очередь именно профессией, а также целым рядом иных моментов. Например, ряд льгот имеют именно военнослужащие и их жены.

Со всеми тонкостями и специфическими моментами лучше всего будет разобраться предварительно. Это позволит не допустить многих трудностей.

Алгоритм расчета пенсии в таком случае также является индивидуальным. Причем по возможности со всеми таковыми ознакомиться нужно будет предварительно.

Так можно самостоятельно, без посторонней помощи осуществить контроль за соблюдением своих прав.

Основные сведения

Военнослужащие сегодня имеют право на получение пенсии от государства на определенных льготных условиях. При этом сам режим расчета имеет свои особенности.

Также отдельные нюансы имеются при расчете пенсии жен военнослужащих, остальных членов семьи. Все таковые моменты достаточно подробно освещены в нормах законодательства.

Следует отметить, что на военнослужащих распространяется специализированное законодательство пенсионного типа. Имеются некоторые льготы женам военнослужащих при начислении пенсии

Форма таковых одновременно зависит от целого ряда самых разных особенностей. Причем разобраться с нюансами требуется прежде, чем будет иметь место выход на пенсию.

Таким образом можно будет не допустить многих сложностей, трудностей. А также заниматься контролем за соблюдением своих прав государством самостоятельно.

Что это такое

Под льготами в данном конкретном случае понимается получение определенных послаблений касательно начисления величины трудового стажа.

Так как нередко случается, что сам проходящий воинскую службу не может каким-либо образом влиять на место своего расположения.

Соответственно, жена, проживающая с мужем, не имеет возможности осуществлять трудовую деятельность стандартным образом. существует множество самых разных сложностей, особенностей.

Причем нужно отметить, что получение соответствующего типа подразумевает ряд условий и требований.

В первую очередь это касается справки жене военнослужащего для пенсии. Доплаты и надбавки к пенсии трудового типа обычно не подразумеваются.

Но при этом в некоторых случаях допускаются определенные исключения. Таковой момент в каждом случае определяется строго индивидуально.

Виды государственного обеспечения

Существует достаточно обширный перечень самых разных видов государственного обеспечения для жен военнослужащих.

Причем перечень различных государственных льгот достаточно обширен в силу специфики деятельности. Таковые моменты определяются специальными нормативными документами.

На данный момент к основным таковым льготным вопросам относится в первую очередь следующее:

  • возможность получить рабочее место на льготных условиях;
  • совмещать трудовую деятельность;
  • учитывается в стаж пенсии период времени, когда женщина проживала со своим мужем в гарнизоне – в таком случае – причем сам факт официального трудоустройства может не иметь места (аналогичным образом обстоит дело и с пенсионными отчислениями);
  • возможно осуществить оформление пенсии опять же на льготных условиях
  • улучшение жилищных условий семьи;
  • получение льготного медицинского обслуживания, курортное, санаторное лечение за счет государства;
  • поддержка со стороны государства в случае, если имеет место гибель мужа, другая экстраординарная ситуация;
  • другое.

Существует достаточно большое количество самых разных нормативных документов по этому поводу. Со всеми таковыми лучше всего будет ознакомиться.

Важно лишь учесть, что за получением соответствующих льгот нужно будет обращаться самостоятельно.

Автоматические таковые не предлагаются. Касается это как курортного лечения, так и пенсионных начислений

По поводу военнослужащих все достаточно просто – они получают пенсию в стандартном режиме. Возможно самостоятельно выбрать – оформление по выслуге лет или же иным образом.

В то же время жена военнослужащих таковой выбор не предоставляется. Получение пенсии осуществляется по старости или же трудовой.

В таком случае льготы применяются обычно ко всем видам. Но опять же таковой момент нужно будет проработать заранее.

Законодательная база

Обычно найти работу супругам военнослужащих достаточно проблематично. Именно поэтому трудовой стаж для получения пенсии вычисляется специальным образом. Процесс таковой имеет некоторые особенности.

Причем льготы касательно пенсии устанавливаются специальными нормами законодательства. Таковой вопрос более подробно раскрывается в .

Но опять же важно помнить, что таковые льготы по стажу предоставляются при соблюдении совокупности определенных условий, причем список таковых условий достаточно обширный.

С тонкостями и нюансами нужно будет заблаговременно познакомиться. Отдельно стоит отметить, что дополнительная выслуга подразумевается за нахождение в супруги военнослужащего.

Причем одновременно с этим предполагается учет времени, в течение которого гражданка пребывала на рынке труда.

Таковой вопрос определяется . Таким образом нередко жены военнослужащих имеют право на получение пенсии уже в возрасте 55 лет.

В то же время на таковых лиц распространяется стандартный законодательный документ, на основании которого осуществляется начисление пенсии для всех граждан нашей страны без исключения.

Основополагающим нормативно-правовым документом в таковом случае является .

Он включает в себя перечень разделов, на основании которых осуществляется начисление пенсии на территории страны, а также вычисляется величина трудового стажа.

Опять же внимательное изучение такового НПД позволит не допустить ошибок, сложностей и трудностей при получении пенсии. Отдельно стоит отметить именно вопрос вычисления размера стажа.

В данном случае является именно основополагающей. Она определяет каким именно образом начисления размер трудового стажа, определяет режим выхода на пенсию.

Ст.№10 определяет полный список всех периодов ведения какой-либо трудовой деятельности, которая обязательно должна быть соответствующим образом включена в трудовой стаж. Помимо указанных в таковом НПД имеется ряд иных дополнительных.

Причем законодательными документами подразумевается только лишь прибавка к стажу при расчете такового. В то же время иногда полагается прибавка к пенсии

Например, когда имеет место потеря кормильца. В таковом случае нужно будет опять же подавать специальные документы, заниматься иными важными действиями.

Правила установления пенсии женам военнослужащих в России

Воинская жизнь подразумевает множество самых разных трудностей. Соответственно, это также компенсируется различным образом за счет принятия соответствующих законодательных норм в РФ.

Причем далеко не всегда уполномоченные органы выполняют свои функции по этому поводу.

Потому знание норм законодательства позволяет избежать многих трудностей, а также непосредственно нарушения собственных прав. Этот вопрос лучше всего будет проработать прежде всего.

Место проживания также может сказываться. Нередко при прохождении службы по контракту имеет место отправка в районы Крайнего Севера или же близкие к нему.


В таковом случае устанавливается коэффициент 1.6 или же 2 к стажу. Опять же имеется ряд особенностей и нюансов, связанных с начислением подобным образом.

К основным вопросам, разобрать которые нужно заранее, относятся следующие:

  • документы для начисления;
  • порядок расчета стажа;
  • в случае смерти мужа;
  • пример вычисления размера пособия.

Документы для начисления

Одним из самых важных этапов, который определяет начисление величины стажа, является как раз момент, связанный со сбором всех необходимых в таком случае документов.

Для подтверждения наличия стажа проживания с военнослужащим и соответствующего перерасчета понадобиться собрать следующие бумаги:

  • документы, которые позволяют установить личность гражданина, подающего заявление на пенсию;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования – обычно обозначается как СНИЛС;
  • специальная справка, которая подтверждает факт проживания с военнослужащим.

Прием последний документ имеет фактически решающее значение в данном контексте ситуации. Так как на основании такового и будет осуществлен перерасчет величины стажа в большую сторону.

Таковая справка заверяется подписью командира части, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Список данных, которые должны быть отражены в таковой справке, является стандартным. Со всеми таковыми нужно будет заранее ознакомиться. Это позволит избежать многих сложностей.

С недавнего времени заказать таковую справку можно будет дистанционно. Для этого потребуется наличие доступа в интернет и персонального компьютера.

Порядок расчета стажа

Процесс расчета величины стажа осуществляется разными способами. При этом в интернете не составит труда найти специальный калькулятор, который позволит реализовать таковой процесс полностью автоматически.

Но при этом лучше всего заранее разобраться с алгоритмом осуществления процедуры. Стандартные правила вычисления величины стажа включают в себя следующие позиции:

В случае смерти мужа

В случае смерти мужа статус жены военнослужащего более не будет действительным. Но при этом нужно будет отметить, что в стаж время проживания с браке будет засчитано в соответствии с нормами законодательства.

Если муж был единственным работающим в семье – то в некоторых случаях полагается начисление пенсии по утрате кормильца. Но опять же требуется выполнение достаточно обширного ряда условий.

Пример вычисления размера пособия

Гражданка В. в течение 12 месяцев осуществляла работу по . После этого в течение 7 месяцев получала пособие по безработице через биржу. Далее имел место уход за ребенок в течение 1.5 лет.

Так как гражданка В. проживала в гарнизоне в статусе жены военнослужащего, то все обозначенные выше периоды будут засчитаны ей в трудовой стаж при расчете величины пенсии.

сказала что для выдачи справки необходимо подтверждение того что все эти годы я проживала совместно с мужем, что приложение 4 к постановлению 1015 таким подтверждением не является.
Тимофеева Анна Сергеевна

Анна Сергеевна, добрый вечер. Именно справка, оформленная по форме установленной в приложении 4 и является тем документом, которым подтверждено проживание Вас вместе с супругом.

В соответствии с данным постановлением

35. Период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства,имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4.
Указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.
Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.

Также примите во внимание, что согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»

4. Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей , с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Действующее законодательство предполагает некоторые льготы жёнам военнослужащих. Одна из привилегий - предоставление отпуска жене военнослужащего одновременно с мужем, что установлено статьёй 123 Трудового кодекса РФ. Работодатель не вправе отказать в использовании данного права, несмотря на существующие обстоятельства и график прочих работников.

Кто имеет право на льготы

Чтобы определить, кто именно имеет возможность на получение привилегий, необходимо выяснить, какие органы или ведомства попадают под действие закона.

  1. Министерство Обороны РФ (речь идёт о кадровых армейцах, служащих по контракту, солдаты срочной службы подобное право не получают);
  2. Некоторые службы, например, по техническому сотрудничеству, контролю оборонных заказов, другие (сотрудники данных организаций также считаются кадровыми военными);
  3. Внешняя разведка;
  4. Спецстрой (организация обеспечивает строительство объектов, используемых далее служащими в армии);
  5. Федеральная служба охраны;
  6. МВД, то есть полиция;
  7. ФСКН (организация по контролю за оборотом наркотиков);
  8. МЧС (его отдельные структуры).

Особенность данных структур очевидна - такая работа практически приравнивается к армейской, поэтому избранницы таких служащих имеют ряд преимуществ, предусмотренных правовыми нормами.

Прерогатива, которая оказывается жене армейца - обеспечить ей отпуск по желанию одновременно с супругом.

Важно! Продолжительность может быть увеличена так, чтобы она была равна продолжительности отпуска мужа. Однако та часть, которая превышает положенный ей период, предоставляется без сохранения оплаты.

Когда отгул супруги превышает отдых военного, правом на дополнительные дни, она не обладает. У неё останется одна привилегия - право выбора временного отрезка.

Правовое регулирование

Особенности армейской службы, которая занимает гораздо больше времени, чем гражданская работа (за некоторыми исключениями), делают необходимым введение прерогатив не только самим служивым, а также членам их семей. Часто они не имеют возможности проводить достаточное количество времени с семьёй, что должно быть компенсировано дополнительными послаблениями.

Учитывая данное обстоятельство, законодатель предоставил суженым военных возможность получить время для отдыха одновременно. Данный момент закрепляется Трудовым кодексом, статьёй 123, а также статьёй 11 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Судебная практика

Чаще всего вопрос разрешается добровольно. Работодатель, ознакомившись с действующим законодательством, предоставляет положенный отдых в выбранный период, даже если изначально отказывал.

Бывают ситуации, когда дело доходит до судебного разбирательства. Так, в мае 2017 года один из районный судов города Москва удовлетворил требования истца и обязал предприятие выполнить свою обязанность. Ответчик утверждал, что график уже был составлен заранее, поэтому он не имеет такой фактической возможности. Его доводы признаны недостаточными.

Отказ в удовлетворении требований истца происходит лишь тогда, когда заявитель совершил определённые ошибки, например, не предоставил начальнику весь пакет бумаг.

Расчёт отпускных


Размер выплат при использовании указанного права будет равен выплатам на общих основаниях.
В качестве расчётного периода используется годовой срок, если стаж сотрудницы меньше, то фактически отработанное время. Для расчёта используется не только оклад, но и дополнительные выплаты (например, премии).

Внимание! Если суженая военного воспользовалась привилегией получения дополнительных дней отдыха, чтобы сравнять его с длительностью отпуска супруга, то стоит помнить, что они предоставляются без оплаты.

Порядок оформления льготы


Предоставление отпуска жене военнослужащего производится по правилам установленной законом процедуры. Для оформления льготы женщине потребуется подать заявление с приложением, которое подтвердит наличие соответствующего права, то есть справкой, выданной по месту службы.

В справке обязательно содержится следующая информация:

  • Реквизиты лица, которому выдана данная бумага (включая его звание, фамилию, имя и отчество, а также номер части, в которой он служит);
  • Указание на факт нахождения такого лица на военной службе;
  • Указание на временной промежуток, на который военному оказывается отгул, а также на общий срок предоставляемого периода отдыха;
  • Указание на жену, а также на её возможность получения отпуска в тот же отрезок времени, когда его получает армеец, а также ссылка на соответствующее законодательство (на трудовой кодекс и на нормы иных актов);
  • Если длительность отдыха супружницы меньше, чем у супруга, то указание на возможность обеспечения дополнительного периода, который не будет оплачиваться, то есть предоставляется за свой счёт;
  • Факт того, что бумага выдавалась для предоставления по месту работы;
  • Подпись командира.

После получения данного документа супруга вручает его по месту работы вместе с заявлением, которое обязательно содержит следующую информацию:

  • Шапка документа. В ней указываются реквизиты заявителя, работодателя, начальника, которому подаётся заявление. Данные необходимо брать из документов о личности, а также трудового договора;
  • Далее указывается просьба получить отлучку в определённые дни, затем - обоснование просьбы (в связи с действующим законодательством и справкой, предоставленной по месту работы супруга).
  • Обязательно указываются реквизиты военной части, в которой супруг проходит службу, его реквизиты, включая звание.
  • В конце ставится дата и подпись.

После этого оформление производится по общим правилам, установленным действующим трудовым законодательством: руководитель накладывает резолюцию, отдел кадров подготавливает приказ, который подписывается руководителем и лицом, подававшим заявление.

Важно! Если работодатель отказывает в отдыхе одновременно с супругом и при этом она подала все необходимые бумаги, его действия можно оспорить как в судебном порядке, так и через трудовую инспекцию.

Законодательство позволяет использовать оба способа защиты одновременно.

Необходимые документы


Для оформления данного права потребуется предоставить по месту работы следующие документы:

  1. Заявление о предоставлении права.
  2. Справка с места работы супруга, подтверждающая факт предоставления отдыха в указанный период.
  3. Копия приказа, выданного супругу.
  4. Копия свидетельства о заключении брака.
Важно! В предоставленном заявлении необходимо правильно указать реквизиты, которые указаны в документе о личности. Как правило, используется паспорт, а если он отсутствует, то иной документ из установленного законом перечня.

Данные документы должны быть переданы по месту работы для дальнейшего оформления. Работодателю передаются копии, некоторые заверяются (например, справка должна быть заверена по месту работы мужа).